Газета «Сталинский сокол»
13 марта 1942, № 80




Передовая статья 

Наступающим наземным войскам – надежное прикрытие с воздуха
// Сталинский сокол 13.03.1942

Опыт войны убеждает, что наши наземные войска нуждаются в непосредственном прикрытии авиацией от авиаразведки и атак воздушного противника.

Такое прикрытие требуется войскам в равной степени как, на марше, в районе сосредоточения, так и на поле боя. Особое внимание следует уделять прикрытию наших ударных групп.

Для того, чтобы обеспечить свободу маневра наступающим войскам в современном сложном бою, нужно прежде всего исключить возможность нападения на них вражеской авиации. Многочисленные факты из боевой практики авиачастей показывают, что с этой задачей наши летчики справляются.

На одном из участков фронта обстановка сложилась так, что крупное стрелковое соединение еще до наступления темноты обязано было спешно передвинуться на правый фланг. Развитие здесь дальнейшего успеха наших наступательных операций требовало, чтобы соединение сосредоточилось в указанном ему районе не позднее вечера следующего дня. В районе, где располагалось соединение, рокадные дороги непрерывно находились под особым наблюдением разведывательной авиации противника. Приступить к переброске войск в этой обстановке значило заранее обречь себя на неудачу. Достаточно было частям начать двигаться или демаскироваться на месте, как вражеские разведчики не замедлили бы вызвать бомбардировщиков, атаки которых могли сорвать план.

Для борьбы с разведчиками противника, для прикрытия погрузки и движения войск была вызвана истребительная авиация. Она воспрепятствовала проникновению фашистских разведчиков в район расположения соединения, не дала возможности врагу определить время и место погрузки, а последующими своими действиями обеспечила марш и выгрузку. Соединение прибыло в указанный район во-время и на пути не испытывало никаких помех от вражеской авиации. Успешные действия наступающей группы на данном участке фронта были обеспечены.

На другом участке фронта наземные войска должны были прорвать оборону противника, вклиниться в глубину и развить дальнейший успех. Группу прорыва покрывали истребители. Обеспечив себе господство в воздухе, истребители не позволили вражеской авиации ни разведать, в каком месте готовится прорыв, ни атаковать группу прорыва. Действия немецкой авиации свелись к некоторым атакам сковывающих групп. Получив свободу маневра, наши наземные войска блестяще выполнили задачу прорыва обороны.

Прикрытие войск, наступающих на хорошо укрепившегося противника, где прорыв его обороны требует десятка дней или нескольких недель, имеет особо важное значение. Прикрывал группу прорыва, нужно одновременно постоянно помнить о ее маскировке. Если прикрывающие самолеты в большом количестве непрерывно будут летать над местом, где намечен прорыв, то враг, естественно, может догадаться о наших намерениях.

Исключительно важное значение в операциях по прикрытию своих наземных войск имеют организация взаимодействия с ними, а также постоянная, надежная связь.

Были случаи, когда одиночные вражескою бомбардировщики, маскируясь, проникали незамеченными в район расположения войск. Это происходило потому, что истребителям, находящимся в это время в воздухе, не указывались ни по радио, ни сигналами направления движения и высота, на которых следовали вражеские самолеты. Кроме того, недостаточно четко было организовано взаимодействие с прикрываемой группой.

В операциях по прикрытию весьма важное значение имеет знание летчиками-истребителями тактики бомбардировочной авиации врага. Немцы нередко прибегают к разным маневрам. Так, над нашими наземными войсками на всем участке появляются мелкие группы вражеских истребителей. Цели этих воздушных разбойников ясна: отвлечь и заманить наши истребители, вовлечь их в воздушный бой, а затем и в преследование вражеских истребителей. Тем временем немецкие бомбардировщики получают возможность безнаказанно штурмовать наши наземные части. Достаточно поднять всю группу истребителей прикрытия и бросить на истребителей противника, как сразу же над войсками появятся бомбардировщики. Поэтому опытные командиры выделяют в группы прикрытия самолеты для сковывания истребителей врага. Они ведут воздушный бой, но не увлекаются преследованием. А вторая группа самолетов предназначается для отражения атак бомбардировочной авиации.

Чрезвычайно важно постоянно вести наблюдение за действиями авиации противника. Например, на одном из участков фронта было замечено, что наибольшую активность немецкая авиация проявляет в определенные часы дня. Имению в эти часы усилили наряды истребителей, прикрывающих нашу группу прорыва.

Важно знать также, на каких высотах любит ходить противник над полем боя.

От летчиков-истребителей, прикрывающих наземные войска, требуются строгая осмотрительность в воздухе и умение вести наблюдение в широком радиусе. Весьма важно для прикрытия наземных войск выбирать нужную высоту патрулирования. В каждом отдельном случае не следует определять в зависимости от обстановки: высоты облачности, численности патрулирующей группы и характера операции.

Полеты на прикрытие наземных войск – отнюдь не мирные прогулки по воздуху. Именно в таких полетах всегда нужно быть готовым к бою с авиацией противника. Это подтверждается многочисленными фактами.

Девятка наших самолетов «МИГ» под командой младшего лейтенанта Романова прикрывала наступающие части Красной Армии. Патрулируя на высоте 2.000 метров под нижним слоем облачности, наши летчики заметили девятку «Ме-109», идущих в район прикрытия. Решительной лобовой атакой группа Романова рассеяла противника и в десятиминутном бою уничтожила три вражеских самолета, не потеряв при этом ни одного своего. В тот же день и в том же пункте аналогичная встреча повторилась. В ней немцы потеряли два самолета.

Еще более замечательный факт успешного прикрытия наземных войск имел место на одном из участков Юго-Западного фронта. Семерка наших истребителей «ЯК-1», оберегая части Красной Армии, выбивавшие немцев из одного села, смело вступила в бой с 25 вражескими самолетами. В итого воздушного сражения сбито 7 фашистских самолетов, наши потерь не имели. Немецкие летчики были обращены в бегство, попытка помешать нашим войскам сорвалась.

Операции по прикрытию должны быть тщательно продуманы и организованы. На направлениях главного подхода бомбардировочной авиации противника к нашим войскам или стратегическим пунктам нужно иметь крупную группу истребителей, в составе которой выделить резервную группу. Это необходимо для того, чтобы первая группа имела возможность в случае нужды произвести посадку, заправиться горючим, боеприпасами и вылететь на повторное задание по отражению вражеской авиации, а резервная в это время вести бой.

Решающие направления должны прикрываться большим количеством самолетов. При этом самолеты должны максимум времени находиться над своими наступающими войсками, не допуская бомбардировки их. Продолжительность пребывания над своими войсками прямо зависит от того, на каком удалении от линии фронта находятся аэродромы прикрывающей авиации. Аэродромы истребителей прикрытия нужно оборудовать ближе к линии фронта. Конкретные указания по этому вопросу части имеют.

Наступающие наземные войска ждут от сталинских соколов надежного прикрытия с воздуха. Сделаем же это прикрытие непроницаемым, не позволим ни одному «фрицу» атаковать наши части с воздуха. Обеспечив свободу маневра и быстрый темп наступления наземных войск, мы этим самым ускорим очищение нашей родной земли от фашистско-немецких захватчиков.