Герои публикации:

Мирный А. (автор)

Майор А. Мирный 

Совместный удар бомбардировщиков и истребителей
// Сталинский сокол 15.03.1942

(Из опыта боев на Южном фронте)

Взаимодействие бомбардировщиков с истребителями не является величиной стандартной, постоянной. Условия войны изменяют его. Обстановка, которая складывается в определенный период, диктует твои формы и методы взаимодействия. Оно не терпит шаблона. Для правильной его организации следует учитывать действия противника, наличие своих сил, действия соседей, местность, время и метеоусловия.

На направлениях главных ударов, где сосредоточиваются основные группировки наземных войск и проводятся наступательные операции, концентрируются также и военно-воздушные силы. Цель ясна: завоевать господство в воздухе и в процессе осуществления операция диктовать свою волю противнику

Как правило, на направлении главного удара накопляется большое количество авиации. В состав таких ВВС, как правило, включается до 70–60 проц. истребительной авиации. Смысл этого понятен. Действия бомбардировщиков без прикрытия истребителями на главных направлен и их нецелесообразны, бессмысленны и могут привести только к большим ненужным потерям. Бомбардировщики, в особенности при сильном противодействии истребительной авиации, должны быть прикрыты своими истребителями. При этом нельзя забывать о прикрытии бомбардировочных самолетов и в том случае, если они оперируют и на второстепенных направлениях фронта, где авиации меньше, чем на главных. Прикрытие необходимо уже по одному тому, что скорости истребительной авиации выше, чем скорости бомбардировщиков. А это дает возможность истребителям догнать бомбовозы, завязывать с ними воздушный бой и тем самым создавать угрозу для самих бомбардировщиков, срывать поставленные перед ними задачи.

Известен такой факт: 22 бомбардировщика противника, типа «Хе-111», не дойдя до железнодорожной станции, были встречены шестеркой наших истребителей. Последние атаковали бомбардировщиков противника и в результате воздушного боя сожгли два «Хе-111». Бомбардировочная группа противника, не выдержав натиска наших истребителей, сбросила бомбы, не дойдя до цели.

В другом случае к одному аэродрому на Южном фронте подходили 18 бомбардировщиков противника, которые были встречены и атакованы девяткой наших истребителей. В результате воздушного боя сбиты 2 немецких самолета. Остальные бомбардировщики, не достигнув аэродрома, сбросили бомбы куда попало. Таких примеров из опыта Южного фронта много.

Однако прикрывающие истребители нужны не только для отражения истребителей противника, но также и для обеспечения бомбардировщиков с земли. Когда наносится комбинированный удар по об’екту противника, который защищен сильной системой ПВО, истребители играют здесь большую роль. Как правило, вначале они подавляют вражеские огневые точки, затем бомбардировщики наносят удар. Подавление системы ПВО с помощью истребительной авиации необходимо главным образом тогда, когда бомбардировочный удар наносится с малой высоты в 500—600 метров, ибо в этом случае зенитно-пулеметный огонь противника наиболее эффективен.

Как видим, прикрывающие истребители выполняют несколько задач, направленных к одному обеспечить успешные действия бомбардировщиков.

Систематическое прикрытие бомбардировщиков истребителями обеспечивает эффективную реализацию боевого задания. Вместе с тем организация этого вида боевых действий имеет и свои теневые стороны, которые могут снижать эффективность воздействия на наземного противника.

Современная воздушная война происходит в основном на малых и средних высотах. Но не всегда это дает возможность использовать силу огневого удара истребителей. Если бомбардировщики действуют с высот 2000—5000 метров и выше, то прикрывающие истребители не могут принимать непосредственное участие в уничтожении наземного противника, хотя самолето — и моторесурсы расходуются у них так же, как и у бомбардировщиков. Об’ясняется это следующим. Если на высоте 2000—5000 метров истребители прекратят прикрывать бомбардировщиков в момент их атаки наземных целей, то это может привести к внезапному налету истребителей противника. Значит, бомбардировщики не выполнят своей основной задачи.

Разумеется, прикрытие бомбардировщиков истребителями диктуется воздушной обстановкой на фронте. Организуется оно вынужденно и часто с затратой дорого стоящих моторесурсов истребителя вхолостую. Вот почему при бомбардировочных налетах следует строго учитывать обстановку, чтобы экономно и разумно использовать истребителей. Достигается это организацией совместного удара бомбовозов и истребителей. Речь идет о том, чтобы истребители при взаимодействии были использованы для штурмовых действий по наземным целям.

Во время операций бомбардировщика целесообразно широко использовать зону тактической внезапности. А для этого необходимо учитывать дальность полета, высоту бомбардирования, время суток и года, скорость своих самолетов, а также степень противодействия истребительной авиации противника.

Если бомбардировщики идут на большой высоте, имеют немалую собственную скорость и действуют на рассвете, да еще в условиях зимы, то зона тактической внезапности увеличивается. Поэтому здесь бомбардировщики могут действовать без прикрытия истребителями.

Бомбардировочные действия следует организовать с таким расчетом, чтобы маршрутные полеты проходили через зону истребления, в особенности на обратном пути. При таких условиях истребители противника, преследуя наши бомбовозы, также будут попадать в зону истребления.

Организуя боевые операции бомбардировщиков по такому принципу, в особенности когда они действуют непосредственно на поле боя у переднего края, можно обходиться без прикрытия.

Важнейшую роль при нанесении удара как по аэродромам, так и по наземным частям противника играет внезапность. Она частично исключает возможность встречи с истребителями противника и приносит наибольшее ему поражение.

Так, 10 наших бомбардировщиков на высоте 700 метров внезапно подошли со стороны противника к одному аэродрому, на котором базировались 35 самолетов. С первого захода были сброшены бомбы, которые точно попали в цель. Одновременно стрелки открыли огонь и так же удачно обстреляли самолеты врага. Удар был настолько внезапным, что противник не успел изготовить свою систему ПВО и открыть огонь по нашим самолетам. От бомбардировки и обстрела загорелись 9 бомбардировщиков, да 8 самолетов были повреждены осколками бомб. Восемь истребителей «Ме-109» успели взлететь. Но они уже не сумели догнать наши бомбардировщики.

Из всего сказанного следует, что взаимодействие бомбардировщиков с истребителями не является чем-то надуманным. Оно обусловливается конкретной обстановкой на фронте. Тот, кто наиболее правильно учитывает эту обстановку, добивается успеха.

Майор А. Мирный.