Медведев

Можаев Николай Павлович

Панарин

Чмутенко Иван Герасимович

Макаров Г. (автор)

* * *

Принадлежность:

123 иап

Полковник Г. Макаров 

Наведение истребителя на противника
// Сталинский сокол 18.03.1942

Истребительная авиация – это мощное и основное средство противовоздушной обороны. Ее задача – не допустить воздушного нападения на обороняемый об’ект, уничтожать противника во взаимодействии с другими средствами ПВО.

Успешные действия истребительной авиации во многом зависят от того, насколько своевременно она оповещается о пролете самолетов противника через линию фронта и о их маршруте. Для этого в системе ПВО крупных об’ектов применяются специальные установки, позволяющие определить наличие приближающихся к об’екту вражеских самолетов и их курс. Полученные данные немедленно передаются по телефону и радио на главный пост управления ПВО об’екта и на аэродромы истребительной авиации.

Чем быстрее будут переданы эти сведения на аэродромы, тем больше времени останется у истребителей для того, чтобы подготовиться, вылететь, набрать высоту и встретиться с противником еще на дальних подступах к обороняемому об’екту. Опыт показал, что лучшим средством связи в этом случае служит телефон, дублируемый короткими сигналами по радио непосредственно на аэродромы истребительной авиаций.

Своевременно поднять в воздух истребителей, однако, еще не значит гарантировать встречу их с самолетами противника. Последние, пользуясь облачностью, солнцем, сменой маршрута и высоты полета, могут остаться незамеченными и безнаказанно бомбить об’ект. Здесь на помощь приходит наведение на противника.

Наведение истребительной авиации на врага в системе ПВО об’екта производится следующими способами: наведение при помощи стрел и полотнищ, выкладываемых постами ВНОС, указание целей с помощью разрывов снарядов зенитной артиллерии и лучами прожекторов, наведение по радио.

Опыт обороны крупных об’ектов показал, что основным средством наведения истребителей на противника является радио. Наличие радиостанций на истребителях – непременное условие наведения и действий по перехвату и уничтожению вражеских самолетов.

Получив задачу с командного пункта о вылете, истребители идут с набором высоты к намеченному на земле пункту встречи с противником. Не находя там противника, истребители идут на ближайший пост ВНОС, который с помощью комплекта сигнальных полотнищ и стрел указывает направление, в котором следует искать противника. С помощью радиостанции командного пункта или аэродрома подаются на самолет короткие команды, облегчающие наведение его на противника.

Комплекты сигнальных полотнищ и стрел на постах ВНОС и аэродромах должны быть достаточно больших размеров, обеспечивающих видимость сигналов с высоты не менее 7000 метров.

В зоне огня зенитной артиллерии показ целей производится разрывами снарядов в направлении самолетов противника. Этот способ целеуказания требует простых и четких сигналов взаимодействия между истребителями и ЗА.

Такими сигналами являются следующие:

– Прекратить огонь, атакую.

– Кончаю атаку, открывайте огонь.

– Прекратите атаку, открываю огонь.

– Ваша новая цель, атакуйте.

– Кончаю огонь, атакуйте.

В ночных условиях наведение осуществляется теми же способами взаимодействия с прожекторами.

Все эти способы в целях полного успеха обязательно требуют наличия приемо-передающей радиостанции на борту истребителя.

Когда самолеты патрулируют над об’ ектом, радио помогает навести их на воздушного противника и успешно отразить его нападение. Так, к важному пункту О., прикрываемому истребителями, пользуясь облачностью, воровски подкрадывалось несколько «Ме-109». Стервятники были своевременно замечены с земли. С командного пункта полетела по радио команда патрулировавшим самолетам, которые быстро развернулись и атаковали противника. Во время атаки лейтенант Чмутенко сбил один «Ме-109», а остальные скрылись в облаках.

Возможность с помощью радио передавать друг другу сигналы и команды помогает во время воздушного боя своевременно предупреждать товарища о грозящей опасности. Например, во время воздушного боя капитан Можаев отражал одну из атак врага и не видел, как на него сверху пикировали «Ме-109». Опасность заметили с земли и по радио передали в воздух. Капитан Можаев резким переворотом вышел из-под удара.

Для того, чтобы успешно наводить истребителей на противника, следует выдвигать к линии фронта в месте наиболее вероятных подступов воздушного противника вспомогательные командные пункты из летного состава ИА. Такие пункты должны совмещаться с основными постами ВНОС и иметь прямую связь с КП общевойсковых начальников. Наличие приемо-передающей рации на вспомогательном КП ИА позволит управлять действиями истребителей в воздухе, а иногда и ставить им вспомогательные задачи по обеспечению действии наземных войск. Летчики Медведев и Панарин несли патрульную службу в одной из зон на подступах к пункту Н. В это время на КП поступили сведения о скоплении войск противника в пункте Ш. Своевременно переданная по радио задача в воздух была принята патрулировавшими истребителями, которые немедленно атаковали наземного противника, успешно выполнив задние.

Радио освобождает летчика от ведения наблюдения за сигналами с земли и позволяет уделять больше внимания наблюдению за воздухом.

Передача наземными радиостанциями сигналов о действиях воздушного противника дает возможность патрулирующим самолетам в воздухе быть осведомленными об обстановке.

Всю передачу и прием по радио нужно производить на одной волне микрофоном. А это требует строгой дисциплины. Передача должна быть особо краткой и лаконичной.

Успешная оборона истребителями важных об’ектов не мыслится без наличия радио на самолетах. Задача всего летного состава – в совершенстве овладеть радиостанциями и при каждом вылете тренировать себя в радиосвязи с землей. Надо добиться такого положения, чтобы ни один полет не проводился без радиосвязи. Хорошо владея радиосвязью, сталинские соколы будут еще крепче громить фашистских воздушных пиратов.

Полковник Г. Макаров.
Ленинградский фронт.