Максименко

Максимов

Соколовский Александр Фомич (автор)

Майор А. Соколовский 

Аэродромное обслуживание истребительной авиации
// Сталинский сокол 18.03.1942

Истребительные части имеют много, своих отличительных особенностей по сравнению с другими подразделениями боевой авиации: бомбардировочной, штурмовой, разведывательной. Этими особенностями определяется и характер аэродромного обслуживания авиационных истребительных частей. Задача наземного технического состава сводится в основном к тому, чтобы постоянно, днем и ночью, содержать каждый самолет в полной боевой готовности, чтобы можно было буквально за несколько минут поднять машины в воздух.

Как же обеспечить бесперебойную и четкую работу всего самолето-моторного парка истребительной части?

Основное условие, от которого во многом зависит боеспособность части, – это безукоризненный порядок на земле, на аэродроме. Все аэродромные службы должны действовать точно и слаженно, как хороший часовой механизм. Особое внимание следует обращать на работу парка спецавтомашин (водомаслозаправщики, бензозаправщики и другие). На нашем аэродроме все спецавтомашины раскреплены по летным эскадрильям. Каждый шофер знает самолеты, которые он должен заправлять. Как только самолет после выполнения очередного задания возвращается на аэродром и идет на посадку, шофер немедленно выезжает из укрытия к месту стоянки самолета. Обычно бывает, что самолет не успевает еще подрулить, как на якорной стоянке уже все приготовлено для быстрейшей его заправки: стоят бензовоз и водомаслозаправщик, подвезен запасной боекомплект. Если происходит одновременно посадка большого количества истребителей, которые нужно быстро заправить, к ним направляются спецавтомашины из резерва.

Следует отметить исключительный под’ем, с каким работают водители наших спецавтомашин. Каждый из них имеет «свои» самолеты, и, являясь наравне с техником или мотористом своеобразным членом экипажа, водитель кровно заинтересован в том, чтобы летчик сделал в день как можно больше боевых вылетов.

Прекрасную инициативу проявили наши политработники, которые систематически информируют весь коллектив, обслуживающий самолеты, о боевой работе летного состава. Говоря о лучших летчиках, политработники тут же называют фамилии водителей спецавтомашин, прикрепленных к этим летчикам.

В авиационной части, которую мы обслуживаем, широко известно имя пилота-истребителя Максимова, замечательного летчика, подлинного мастера своего дела. Но когда у нас говорят о Максимове, всегда называют еще одну фамилию – Максименко, водителя бензозаправщика, который прикреплен к самолету Максимова и отлично обслуживает его.

Чрезвычайно важно, чтобы весь автотранспорт работал без перебоев. Малейшая поломка может задержать вылет самолета и, следовательно, отразиться на выполнении боевого задания. У нас ввден жесткий график, в соответствии с которым каждая автомашина, вне зависимости от ее технического состояния, через определенные промежутки времени становится на профилактический осмотр. Кроме того, ежедневно до работы и после машина также осматривается. В результате почти весь наш автотранспорт находится постоянно на ходу, и очень редко случается, чтобы тот или иной агрегат автомобиля выходил из строя.

Обслуживание истребительной авиации почти всегда связано с необходимостью базирования вблизи линии фронта. В этих условиях исключительно важное значение приобретают вопросы маскировки и обороны аэродрома. Дело тут заключается не только в том, чтобы прикрыть территорию аэродрома достаточным количеством маскировочных и огневых средств, а также и в том, чтобы образцово наладить караульно-сторожевую службу.

На нашем участке фронта наземные войска ведут наступательные бои. Вслед за пехотой передвигается на запад и авиация. За короткий срок мы сменили уже несколько аэродромов и продвинулись более чем на 100 километров от первого места базирования. Нужно отметить, что перебазирование проходило у нас без особых трудностей. Об’ясняется это просто: мы избегали брать с собой лишнее имущество и снаряжение.

Большое значение имеет тесный контакт между командованием летной части и руководством батальона аэродромного обслуживания. Мы установили за правило, что все руководящие работники батальона большую часть дня проводит непосредственно на аэродроме. Это позволяет быстро, непосредственно на месте разрешать все возникающие вопросы, улучшить технику аэродромного обслуживания самолето-моторного парка, упростить взаимоотношения батальона с полком.

Большое внимание уделяется у нас питанию летного состава. Помимо вкусных и питательных завтраков и обедов в столовой, мы оборудовали на аэродроме, около самолетов, помещение, где летчик, вернувшись из полета, всегда может получить стакан горячего чаю или кофе, бутерброды.

Аэродромное обслужившие истребительных авиачастей является делом трудным и ответственным. Но при достаточной подготовке и продуманной организации работ эти трудности вполне преодолимы.

Майор А. Соколовский.
Западный фронт.