Герои публикации:

Павлович О. (автор)

О. Павлович 

Самолет и подводная лодка
// Сталинский сокол 18.03.1942

Развитое авиации и возможность широкого применения ее в морских операциях оказали значительное влияние на военное кораблестроение еще в прошлую мировую войну. Крупные корабли основных морских держав получили на вооружение 1—3 самолета, облегчавшие разведку в море и корректировку артиллерийского огня.

В последние газы войны появились специальные авианосные корабли – авианосцы и гидротранспорты, главное назначение которых состоит в доставке значительного количества самолетов в любой район моря независимо от его отдаленности от побережья. Это имело особо важное значение, так как позволило широко применять авиацию со сравнительно небольшим радиусам действия в открытом океане. Как показал опыт текущей морской войны, авианосцы себя вполне оправдали.

В начале прошлой мировой войны после Ютландского боя английский адмирал Джеллико сказал: «Я бы хотел, чтобы в следующем морском сражении самолеты доставлялись мне на подносе». Таким «подносом» и явилась летная палуба современного авианосца, с которой могут подняться в воздух в течение нескольких минут в открытом океане десятки боевых машин.

Идея увеличения радиуса действия морской авиации при помощи авианосцев нашла свое отражение и в развитии других видов морского оружия, в частности, подводных лодок. В 1933 году в Японии была построена матка подводных лодок «Танген», специально предназначенная для несения на борту небольших подводных лодок. Лодки, построенные для размещения на «Танген», – миниатюрные корабли водоизмещением в 12 или 24 тонны, вооруженные одной 450-мм торпедной трубой. Они могут погружаться на глубину до 60 м; установленный на них мотор мощностью в 100 л. с. обеспечивает им весьма незначительную скорость хода в 3—4 узла.

В 1940 году в иностранной печати появились сведения о японских подводных лодках-лилипутах нового типа водоизмещением всего в 10 толп и вооруженных двумя торпедными трубами уменьшенного калибра. Для подводного хода на лилипутах установлен дизельмотор, – присоединенный к генератору, которым заряжаются вмонтированные в дно лодки аккумуляторные батареи, обеспечивающие движение под водой. Швейцарская газета «Нейе цюрхер цейтунг» приводит следующие тактико-технические данные такой подводной лодки: надводная скорость хода – 36 узлов, радиус действия – 550 миль, глубина погружения – 200 метров, однако эти данные, вероятно, значительно преувеличены.

7 декабря прошлого года при нападении японских вооруженных сил на американские корабли в Пирл-Харбор американцам удалось захватить подводную лодку-лилипут противника с экипажем из двух человек. По официальным: данным морского министерства США, это – миниатюрный корабль металлической конструкции, длина корпуса – 12,3 метра, ширина – 1,5 метра. Боевая рубка возвышается над палубой на 1,35 метра, перископ выше боевой рубки на 1,5 метра. Корпус разделен на пять отсеков, в двух из них установлены аккумуляторные батареи для зарядки электромотора, с помощью которого лодка-лилипут развивает значительную для подводного корабля скорость хода в 24 узла.

На нем оборудованы жирокомпас, магнитный компас, измерительные приборы. Вооружение состоит из двух 450-мм торпедных труб. Под палубой каждой такой лодки размещено 300 фунтов взрывчатого вещества большой силы; оно соединено проводом с батареями и может быть взорвано в случае необходимости, чтобы подводный корабль не попал в руки противника.

Захваченная американцами подводная лодка-лилипут, как установлено, была спущена с корабля-матки, приблизившегося к Пирл-Харбор на расстояние 100 миль. Подводные лодки-лилипуты, предназначенные для перевозки на борту крупного корабля, проектировались и в других флотах, в частности, в американском. Известен проект миниатюрной лодки, получившей название «сардинки». Длина такого корабля, напоминающего форме меч-рыбу, – 15 метров, ширина – 3 метра. Фактически он состоит из двух частей: торпеды и находящегося сзади корпуса лодки. По проекту торпеда выстреливается прямой наводкой. после выстрела равновесие корабля восстанавливается с замещением веса торпеды водок.

О. Павлович.