Передовая статья 

Учить и воспитывать в бою
// Сталинский сокол 18.03.1942

В ходе войны кадры советской авиация растут, закаляются, ее ряды расширяются. В боевые части систематически приходят молодые летчики. Резервы нашей авиации неисчерпаемы. Она богата старыми опытными кадрами, она располагает и отличными новыми кадрами, которые дают ей наши многочисленные школы. Молодые летчики – это прежде всего горячие патриоты родины, готовые бороться с врагом до последнего дыхания. Но помимо этого, так сказать, морального вооружения молодежь обладает и хорошей выучкой в области самолетовождения и боевого применения авиации.

Однако неправильно думать, что летчик, прошедший подготовку в школе, а затем в запасном полку, уже вполне оформившийся боец. Надо предупредить здесь от ошибки некоторых командиров. Зная, что лучший способ научить человека плавать – это бросить его в воду, они склонны практиковать такой метод и в отношении летчиков-новичков. Не следует забывать, что молодой пилот или штурман при всей своей хорошей подготовке никогда не был в бою, не нюхал пороха. Стало быть, первая и основная задача – ввести его в боевую обстановку, дать ему возможность как следует понять, почувствовать фронтовые условия и в первые боевые вылеты посылать обязательно под руководством знающих летчиков.

Но и после огневого крещения нельзя выпускать молодого бойца из поля зрения. Он нуждается в постоянном руководстве, ему нужна дальнейшая учеба. Командиры и политработники обязаны следить за его успехами и неудачами, помогать ему преодолевать все трудности, исправлять вполне возможные на первых порах промахи. Каждый вылет, каждый бой для него – это школа.

Учеба молодого летчика, протекающая одновременно с боевой деятельностью и органически с ней связанная, немыслима без изучения опыта, которым обогатила нашу армию война. Молодежь следует обучать новым боевым приемам, знакомить с тактикой врага, с нашими контрмерами.

Не только практическая учеба, но и воспитание определяет качества воздушного бойца. Воля, мужество, выдержка лучше, крепче всего закаляются в бою. Во фронтовой обстановке особенно надо развивать эти качества, так же как и чувства боевой дружбы летчиков и стремление их оказывать помощь друг другу. Сила примера – одно из самых убедительных средств воспитания. А примеров героизма и подлинного товарищества у нас бесчисленное множество. На подвигах отважных комиссары, партийные и комсомольские организации обязаны воспитывать молодых летчиков.

У легендарного богатыря капитана Гастелло нашлись десятки последователей, сумевших даже смерть свою сделать победой над врагом. А ведь, погибнуть так, как герой-капитан и те, кто взял с него пример, могут только сильные духом, стойкие люда. Такими беспредельно мужественными, презирающими смерть и умеющими мастерски сражаться должны быть все наши молодые летчики.

Один из семи отважных истребителей прославившейся эскадрильи капитана Еремина – молодой летчик старший сержант Король показал себя искусным и мужественным бойцом. Он имеет всего 16 боевых вылетов. В бою группы с 25 фашистскими самолетами он действовал умело, точно и поджег вражескую машину. Своими успехами летчик в немалой степени обязан своему славному командиру тов. Еремину и командованию полка. Воспитывая истребителя, капитан стремился прежде всего развить наступательный дух, волю к победе, добиться четкости и слаженности в групповых действиях. Благодаря этому старший сержант стал достойным членом крепко сплоченного коллектива, где один за всех и все за одного.

Важное для воспитателя качество – умение подойти к человеку. Бывает так, что впервые попавший в боевые условия летчик, чувствует себя неуверенно, волнуется. Чуткий, понимающий естественность таких ощущений руководитель ободрят молодого пилота или штурмана, поддержит его. Иной, напротив, не только не поможет преодолеть неуверенность, а усугубит ее необдуманной резкостью или, что еще хуже, насмешкой. От такого «воспитания» толка не будет.

Каждого вновь прибывшего в подразделение человека надо очень тщательно, очень внимательно изучать, вскрывать его характер, склонности, способности. Один осторожен и находчив, другой тверд и решителен, третий слишком горяч, четвертый исключительно вынослив. Если командир и комиссар будут хорошо знать качества своих подчиненных, то они смогут каждого из них использовать наиболее эффективно.

Но усилия командиров и комиссаров будут бесплодными, если сами молодые летчики не приложат всех сил, чтобы возможно скорей стать полноценными воинами. Для этого надо упорно учиться, не пренебрегать ни одной крупицей опыта, не стесняясь, спрашивать совета у давно воюющих товарищей. Часто молодежь больше, чем нужно, уверена в себе и думает, что только «смелость города берет». А на самом деле необходимо обладать не только отвагой, но и умением, а это-то и приобретается в боевой практике.

Молодые летчики! Вам есть с кого брать пример. Ваши старшие товарищи прославили себя беспримерными подвигами. Будьте же достойными преемниками лучших традиций сталинской авиации! Громите фашистов, и пусть будет тверда ваша рука, зорок глаз и непоколебимо сердце, бьющееся дли родины и ненавидящее врага.