Васильев Борис Андреевич

Нестеров Петр Николаевич

Когрушев Григорий Александрович (автор)

* * *

Принадлежность:

168 иап

Подполковник В. Когрушев 

О технике тарана
// Сталинский сокол 22.03.1942

В некоторых критических случаях могучим оружием воздушному бойцу служит таранный удар.

Когда мы рекомендуем таран?

В бою израсходовался боекомплект или отказало вооружение, а врага во что бы то ни стало надо сбить, не допустить к цели. Летчик таранит вражеский самолет. Вот наиболее распространенный случай применения тарана. Большую роль сыграл таран как средство психологического воздействия исключительной силы. Самоотверженность советского воина него непреклонный порыв к уничтожению врага сковывают волю противника. Не раз бывали случаи: встречаясь со звеном вражеских самолетов, один советский истребитель таранным ударом уничтожал фашистскую машину, а остальные двое фашистов в панике поспешно уходили. Пленные немецкие летчики показывают, что все они панически боятся русского тарана.

Этот весьма сложный прием воздушного боя ныне детально разработан: правильно нанося таранный удар, летчик не только сам остается невредимым, но сохраняет в целости свой самолет. Для умения таранить требуются в конце концов лишь отработанная техника пилотирования и очень точный расчет.

Чтобы правильно нанести таранный удар, летчик должен:

1) идя строго в хвост или под углом 10—15° сзади, разогнать свой самолет на скорость, превышающую скорость противника;

2) взять принижение метров 5—10;

3) подходя к самолету противника, сбавить газ, чтобы не было полных оборотов, – это сохранит мотор при нанесении удара;

4) снизу плавно подводить винт своего самолета под хвост вражеского.

Повредив хвостовое оперение противника, сразу теряющего управление и идущего вниз, самолет отваливает в наиболее выгодную сторону.

При таком грамотном расчете тарана летчик свободно может вернуться к себе на базу на своем самолете.

Летчик части, которой я командую, лейтенант Васильев на самолете «ЯК-1» тараном сбил «Ю-88». Этот случай показателен и успешным результатом удара в отношении поражения противника и, с другой стороны, тем, что неправильной техникой удара летчик подверг опасности и свою жизнь и сохранность машины.

Вот как рассказывал летчик Васильев об этом бое:

– На высоте 4 тысяч метров я встретил «Ю-88» и решил навязать им бой. Они шли на Москву, но, завидев мой самолет, заменили курс, развернулись на 180º и пошли обратно на запад. Я догнал их и вступил в воздушный бой. Когда израсходовал весь боевой комплект, я решил во что бы то ни стало сбить ведущего. Я понимал, что стоит лишь мне выйти из боя, не сбив ни одной машины, как они смогут изменить курс и снова пойти на Москву. Любой ценой я должен был воспрепятствовать им. Этого требовало от меня сознание советского летчика. Я пошел на таран. Разогнал свой самолет на ведущего и ударил сверху вниз по хвостовому оперению. Все мои чувства и мысли в этот момент заслонила ненависть. Я не думал о расчетах. Бросив свою машину на врага, я ждал этого момента, когда, наконец, врежусь в самолет врага, несший тяжелый груз бомб, предназначенных для нашей столицы. В момент быстрого сближения я, уже не думая о сохранении своей жизни, попросту закрыт глаза и со всей скоростью врезался в хвостовое оперение вражеского самолета. Я понял, что остался жив, лишь когда мой самолет, камнем падая вниз, оказался уже в 1.000 метров от земля. Я попробовал управлять машиной Это удалось, но с трудом. Машину я посадил с убранными шасси, выбрав первое подходящее место. Оказалось, что у нее повреждены винт и водяная система.

Мужество и самоотверженность этого горячего патриота достойны уважения и славы. Но из рассказанного случая ясно видно, что горячность не должна ослеплять летчика. Нанося таранный удар, летчик должен свой боевой пыл соединять с трезвым и максимально точным расчетом и осмотрительностью. Но закрыв глаза, бросаться на врага, а коротким, точным и плавно подготовленным ударом уничтожить его, самому оставшись невредимым вместе со своей машиной.

Замечательный русский летчик Нестеров первый в истории авиации таранил врага и сам вместе с ним погиб в этом бою. С тех пор техника тарана шагнула очень далеко вперед. Мужество советских летчиков возродило этот удар и ввело его в арсенал прочих приемов воздушного бойца. Искусство наших истребителей сделало этот удар безвредным для осуществляющего его летчика. Мы знаем десятки случаев, когда, успешно поразив врага тараном, летчик в сохранности приводил свою машину на аэродром. Это стало не исключением, а правилом.

Подполковник В. Когрушев.