Мамошин Василий Андреевич (автор)

* * *

Принадлежность:

6 гв. шап

Капитан В. Мамошин 

Навигационная подготовка штурмового полета
// Сталинский сокол 25.03.1942

Высота полета штурмовика зависят от многих условий рельефа местности, характера цели, подходов к ней и т. д. Но вне зависимости от перечисленных фактов чаще всего штурмовику приходится летать на малых высотах, особенно тогда, когда он подходит к линии фронта, пролетает над ней и находится над территорией противника.

Практика показала, что даже сбрасывать бомбы лучше с высоты не больше 25 метров. Такой профиль полета значительно усложняет самолетовождение. Отметим некоторые из особенностей. Во-первых, низкая высота сокращает для летчика горизонтальную видимость. Следовательно, затрудняется ориентировка. Во-вторых, ориентиры плохо просматриваются из-за быстрого углового смещения. И, наконец, штурмовика не может удовлетворить общая ориентировка. На каждом отрезке пути, в любой момент летчик должен знать, где именно он находится, над какой точкой проходит его машина.

Как же летчику-штурмовику навигационно подготовить боевой полет? Речь идет о конкретной площадной или точечной цели.

За 5—8 километров до того места, по которому предназначен удар, летчик должен быть твердо уверен, что его самолет выходит точно на цель. Здесь уже некогда вносить поправки. Значит, разрабатывая навигационный план выхода на цель, нужно непременно наметить хорошо просматриваемые опорные пункты.

Недавно нам пришлось действовать по укрепленным узлам обороны противника в одном районе. Подходы к этому месту были плохие, враг тщательно маскировался. Летчик-штурмовик мог легко сбиться и проити мимо указанного района. Тогда мы использовали находящийся в нескольких километрах от цели характерный ориентир – высокий холм с церковью, которая видна была на большом расстоянии. Летчики брали курс на церковь и оттуда безошибочно выходили на цель.

Найти подобные ориентиры нетрудно. Достаточно лишь перед вылетом внимательно познакомиться с районом действия. Однако мало летать только по курсу и времени. Нужно систематически уточнять свое местонахождение, сличая карту.

Каждый летчик, особенно молодой, должен детально продумать, как ему возвращаться после штурмовки на свою базу. Известно, что во время атаки иногда сталкиваешься с различными трудностями, усложняющими ориентировку. Самолет может быть поврежден зенитным огнем или после штурмовки тут же встречаешься с истребителями противника. Во всех случаях, как бы ни было сложно положение, нужно стремиться попасть на свою территорию. Для этого следует перед вылетом узнать и усвоить, как проходит линия фронта, насколько она удалена от цели, каким курсом возвращаться и сколько потребуется времени, чтобы попасть к своим.

Боевая обстановка внесла существенные коррективы в восстановление ориентировки. Если в мирное время летчик мог пользоваться любым курсом, чтобы определить свое местом захождение, то сейчас перед каждым вылетам на карте нужно отмечать курсы, ведущие к территории, занятой противником. Ими, конечно, нельзя пользоваться при восстановлении ориентировки даже в сложных условиях.

Капитан В. Мамошин.