Шапошников Федор Фокович (автор)

* * *

Принадлежность:

179 иап

Военинженер 2-го ранга Ф. Шапошников 

Обеспечение повторных вылетов
// Сталинский сокол 25.03.1942

Наша истребительная часть участвует в боях с фашистскими захватчиками с первые дней великой отечественной войны. За этот период летный состав принимал активное участие в ряде крупных операций. Особенно крепко поработала наши летчики в период разгрома вражеской группировки в районе Тихвина.

Во время жарких схваток работа проходила в исключительно напряженной обстановке. В такие дни приходилось делать по 4—5 боевых вылетов, причем не одиночными самолетами, а целыми эскадрильями. Тем не менее, у нас не было ни одного случая, чтобы по какой-либо причине повторный вылет срывался или самолеты уходили на боевое задание с опозданием.

Боевое обеспечение повторных вылетов зависит не только от обслуживания подразделений, но и от руководящего и инженерно-технического состава авиационных полков. Иногда инженеры частей, дав заявку в штаб на необходимое боевое имущество, считают, что они все уже сделали и беспокоиться за завтрашний день нет особой нужды. Это, конечно, неправильно.

Как мы поступаем в этом случае? Зная, какая предстоит работа на следующий дань, составляем расчет, сколько и каких бомб, патронов, горючего должаю быть подвезено. Все детальные расчеты в форме заявки передаем в штаб батальона аэродромного обслуживания. Затем идем к исполнителям на склады, интересуемся калибром бомб, определяем качество горючего, договариваемся о времени доставки.

Параллельно с этим производится расстановка сил внутри части. Инженер по вооружению дает задание своим подчиненным, что нужно сделать сегодня, указывает, кто и что должен выполнить завтра время боевых вылетов. Получают конкретные задания специалисты по спецоборудованию. Таким образом, каждый заранее знает все свои обязанности.

Укажем еще на некоторые вопросы, которые имеют весьма существенное значение для боевого обеспечения повторных вылетов.

Прежде всего это наличие запасных частей у стоянки самолетов. При большой нагрузке бывают случаи перегрева стволов у пулеметов, отказывают в работе свечи зажигания. Поэтому, чтобы не бегать по складам, оружейники и механики самолетов должны обязательно иметь запасные стволы и свечи в гнездах самолетов. Кроме этого, на аэродромах в зимний период обязательно надо иметь теплые землянки для обогрева и чистка оружия, деталей вооружения и специального оборудования.

Следует остановиться на заправочных средствах. Мы всегда требуем, чтобы нас своевременно обслуживали БЗ и ВМЗ, но в каком состоянии эти машины, часто не интересуемся. А в резервуарах заправщиков иногда можно найти отстой воды. Если при заправке вода попадет в мотор, это может привести к вынужденной посадке и, следовательно, к срыву боевого задания.

Работу но обеспечению повторных вылетов мы организуем следующим образом: когда машины уходят в воздух, оружейники проверяют зарядники, следят за тем, все ли они подходят по калибру бомб. Технический состав проверяет готовность заправочных средств. По прибытии машин с боевого задания механики просматривают моторы, рули управления. Мотористы производят заправку горючим и маслом. А оружейники в это время осматривают вооружение, подвешивают бомбы и вкладывают ленты с патронами. Таким образом, каждый занят своим делом, и работа по подготовке к повторному вылету заканчивается в несколько минут. Если же требуется заменить стволы или свечи, они у каждого самолета имеются в запасе, и замена происходит без всяких задержек.

Такая организация работы дает положительные результаты.

Военинженер 2-го ранга Ф. Шапошников.