Байков Александр Александрович

Бурсаков

Муратов

Стрепехов Владимир Николаевич

Супрунов

Шаповалов

Усиков А. (автор)

Военинженер 2-го ранга А. Усиков 

Вклад новаторов техники
// Сталинский сокол 25.03.1942

Движение рационализаторов и изобретателей в частях ВВС ЛВО началось еще в период войны с финской белогвардейщиной. Уже тогда инженеры, техники ленинградских предприятий, институтов, командиры и красноармейцы частей ВВС дали сотни ценных рационализаторских предложений, сыгравших огромную роль в развитии нашей авиации. С первых же дней отечественной войны вновь закипела в цехах заводов, лабораториях институтов, в авиачастях работа по усовершенствованию имеющихся видов оружия, созданию новых его образцов и освоению лучших методов эксплоатации самолетов.

Особого размаха достигла работа наших рационализаторов в дни, когда Ленинград оказался в кольце вражеской блокады. Возникли новые трудности в работе авиачастей из-за невозможности снабжения запчастями, боеприпасами, вооружением. Потребовалось организовать производство необходимых видов вооружения и дефицитных запчастей на заводах Ленинграда.

Интенсивная боевая работа часто выводила из строя в некоторых частях самолеты из-за повреждения водяных радиаторов. Запасных радиаторов не хватало. Военинженер 2-го ранга Муратов предложил новую конструкцию радиатора. Конструкторское бюро одного из ленинградских заводов разработало этот проект. Испытание нового радиатора на самолетах «МИГ-3» дало отличные результаты. Температурный режим не изменился. Проблема восстановления машин, которые нельзя было использовать из-за отсутствия радиаторов, была разрешена.

В дальнейшем освоены водяные радиаторы новой конструкции и для других типов самолетов. Эксплоатация таких радиаторов обнаружила большие их преимущества, причем одно из основных – облегчение самолета.

Предложение тов. Муратова помогло вернуть в строй не один десяток боевых машин.

Большие трудности при восстановлении самолетов представляет ремонт воздушных металлических винтов. И здесь на помощь нашим авиачастям пришли рационализаторы. Металлические лопасти воздушных винтов с коэффициентом прогиба более 0,36 ранее браковались и выбрасываясь в утиль. По предложению военинженера 2-го ранга Бурсакова и инженера 3-го ранга Шаповалова Н-ском заводе было освоено восстановление негодных металлических лопастей. Научными исследованиями констатировано, что винты, восстановленные этим способом, не отличаются по прочности от новых, прибывающих с заводов. Ремонт бракованных лопастей дал стране громадную экономию.

Велика заслуга наших рационализаторов и изобретателей в создании прозрачных бронекозырьков для истребительных и штурмовых самолетов. Усилиями группы инженеров и техников одного из ленинградских заводов и здесь достигнут положительный результат. Исследование опытных образцов показало их высокое качество. Значение этой работы не только в там, что летчики-истребители и штурмовики получили надежную защиту от огня противника в уязвимом месте. Освоение выпуска прозрачных бронекозырьков из нового сырья сэкономило государству сотни тысяч рублей.

Много поработали изобретатели над обороной аэродромов. Военинженер 2-го ранга Супрунов разработал конструкцию зенитной установки, которая была в дальнейшем испытана и освоена в производстве одним из заводов Ленинграда. Сейчас эти зенитные установки получили широкое распространение. Ими сбит не один фашистский самолет.

По предложению военинженера 2-го ранга Стрепехова ряд заводов выпускает авиабомбы, разрушительная сила которых значительно превышает действие существующих авиабомб таких же калибров.

В тесном содружестве с военными инженерами частей ВВС, рабочими и инженерами ленинградских заводов трудятся ученые. В городе Ленина не прекращается научно-исследовательская деятельность. Создана и работает под председательством академика А. Байкова специальная комиссия ученых по разбору и реализации наиболее ценных исследований и изобретений в области авиации. Комиссией глубоко изучена проблема невоспламеняемости самолетов. Изучение уже дало ценные практические результаты. В работе комиссии приняли участие видные представители крупнейших научных и учебных институтов. Особенно много энергии отдали этому делу научные сотрудники Химико-технологического института и Института прикладной химии. За очень короткий срок решены столь актуальные для авиации вопросы, как создание обшивки из невоспламеняющихся материалов, усовершенствование бензобаков, разработка новых способов заполнения бензобаков инертным газом и т. д.

Здесь рассказано лишь о некоторых трудностях, побежденных с помощью рационализаторов и изобретателей. Вклад этих людей в общее дело разгрома немецких оккупантов огромен. Смелые новаторы техники не успокаиваются на достигнутом. Они неустанно продолжают свою плодотворную работу.

Военинженер 2-го ранга А. Усиков.