Зубенко Николай Тимофеевич

Антошкин Иван Диомидович (автор)

Герой Советского Союза полковник И. Антошкин 

Заявка фронта
// Сталинский сокол 25.03.1942

Заметки о летчиках запасных полков

В любом бою, происходит ли он в воздуха или на земле, всегда побеждает тот, у кого больше находчивости и умения. «Воюют не числом, а уменьем», – говорил Суворов. Наши летчики своими боевыми делами неоднократно подтверждали правильность суворовской заповеди. Вспомним хотя бы воздушный бой семи советских летчиков с двадцатью пятью немецкими самолетами, окончившийся нашей победой. Что обеспечило успешный исход этой неравной схватки? В основном – бесстрашие наших летчиков, помноженное на их высокое летное мастерство. Семь храбрецов знали, что одной смелостью на войне не возьмешь. И вступая в бой с численно превосходящим противником, они рассчитывали в первую очередь на свои знания. Допусти кто-либо из них тактический промах или ошибку, и воздушный бой мог окончиться с иными результатами.

Итак, на войне побеждает умение. На этом вопросе нам бы и хотелось остановиться подробнее. Существует мнение, что настоящее летное мастерство, необходимая выучка приобретаются только на фронте. Это верно, но верно только отчасти. Не менее важное значение имеет, если можно так выразиться, предфронтовая подготовка летного состава, в процессе которой у летчика вырабатываются основные навыки и приемы, которые ему потребуются в боевой обстановке. На фронте летчик может развить и отшлифовать эти навыки еще больше. И чем тщательнее летчик будет подготовлен к боевой работе в школе, в запасном полку, тем успешнее он станет действовать на фронте.

Опыт показывает, что из запасных частей, где подготовке летного состава уделяется достаточное внимание, на фронт идет замечательное боевое пополнение. Обычно такие летчики, попадая в действующую часть, быстро находят свое место в общем строю, успешно справляются с ответственными боевыми заданиями.

И наоборот, в тех случаях, когда, находясь в резерве, на переподготовке, летный состав не усвоил глубоко учебную программу, что начинает сказываться буквально с первого же дня их пребывания на фронте. Командир части вместо того, чтобы как можно быстрее ввести молодых пилотов в строй, вынужден много времени тратить на тренировку прибывших летчиков. Само собой разумеется, что это не может временно не отразиться на боеспособности всей части. Отсюда понятно то значение, какое имеет подготовка летного состава в запасных полках.

Повторяем, что в основной своей массе летный состав, прибывающий на фронт, должным образом подготовлен к боевой работе. Но этого, однако, недостаточно. Мы обязаны добиться, чтобы все без исключения летчики, все до единого были полноценными, всесторонне развитыми и оттренированными воздушными бойцами.

Все возможности к этому имеются. В резервных частях на инструкторской работе находится много командиров-фронтовиков, имеющих огромный боевой опыт. В распоряжение слушателей выделена новейшая материальная часть. Для учебы отведено достаточно времени, созданы неплохие бытовые условия. Речь, стало быть, идет лишь о том, чтобы все эти возможности были разумно и правильно использованы. Но этого, однако, не везде сумели добиться. Именно поэтому в подготовке летчиков встречаются иногда досадные из’яны. К чему они в основном сводятся?

Некоторые прибывающие из запасных частей летчики обнаруживают подчас самое поверхностное знакомство с материальной частью. Об’ясняется это тем, что, изучив ранее какой-либо один самолет, летчик полагает, что полученных знаний достаточно для освоения новой, более совершенной машины Встречаются, правда изредка, и такие пилоты, которые считают, что глубоко и основательно знать самолет обязан в первую очередь наземный технический состав. «Мое дело – летать», – рассуждают они.

Нетрудно догадаться, к каким последствиям могут привести и приводят такие рассуждения на практике. В одной из наших частей, только что прибывших из запаса, был недавно такой случай. Пилот – сержант Зубенко вылетел на истребителе «ЯК-1» для тренировки в зону. Закончив тренировку, он пошел на посадку. Не зная как следует материальной части, Зубенко не смог выпустить шасси. После выяснилось, что летчик позабыл поставить кран шасси на положение «Нейтрально». «Забыл» Зубенко и о другом: если шасси не выходят, нужно пользоваться аварийным выпуском. Короче говоря, летчик посадил самолет на «брюхо» и повредил его.

Ответственность за этот случай вместе с Зубенко разделяет, безусловно, и командование запасного полка, которое явно поторопилось, признав летчика годным к фронтовой работе.

Надо добиться такого положения, чтобы все члены экипажа знали материальную часть не хуже технического состава. С этой целью летчики, находясь на переподготовке в запасном полку, должны принимать самое непосредственное участие в наземном обслуживании самолетов. Уже одно это мероприятие, не говоря о ряде других, даст возможность повысить техническую культуру летного состава.

Больше внимания следует уделить, подготовке каждого члена экипажа в отдельности. Начнем с летчика. Как правило, все летчики, прибывающие на фронт, должны иметь опыт полетов вслепую. Работа в боевой обстановке всегда, связана с полетами в сложных метеорологических условиях или ночью, когда экипажу приходится вести корабль исключительно по приборам. Искусству слепого самолетовождения летный состав надо обучать настойчиво и повседневно. Одновременно летчик должен в совершенстве овладеть техникой взлета и посадки на различных аэродромах.

Запасные полки, готовя летчиков, должны всегда помнить, что их питомцам придется летать в условиях, когда все эти знании, навыки окажутся необходимыми, может быть, даже в первых боевых вылетах.

Особое значение имеет штурманская и метеорологическая подготовка. Многие из молодых летчиков привыкли летать только «ведомыми», ориентироваться во всех случаях на головную, флагманскую машину. В боевом полете может, однако, случиться, что любой «ведомый» в интересах выполнении задания должен занять в строю место командира. К этому нужно начинать готовить экипаж еще в запасном полку. Как бы ни были трудны условия, каждый летчик должен не только самостоятельно пробиться к цели, но и уметь привести туда остальных.

Несколько указаний следует сделать о подготовке штурманов бомбардировочных самолетов. Одно из основных качеств хорошего штурмана – умение метко бомбить. А как поставлено практическое обучение бомбометанию в некоторых наших запасных частях? Экипаж летит на учебный полигон. Прежде чем сбросить бомбы, летчик по просьбе штурмана начинает производить бесконечные «довороты», делает предварительно несколько заходов, и только после этого бомбы летят в цель. Будь это не на полигоне, а на фронте, самолет был бы уже давно сбит зениткой. Наши штурманы должны обучаться бомбометанию по-иному: во-первых, бомбить с хода, не допуская повторных заходов, во-вторых, производить бомбометание из разных положений самолета и, в-третьих атаковать различные по своему характеру цели. Пусть сначала бомбы ложатся в цель не кучно, но в конце концов штурман выработает в себе меткость попадания, что на фронте имеет исключительное значение.

Нужно увеличить в резервных частях количество полетов по маршруту. Полеты в зоне своего аэродрома дают штурману очень мало. В большинстве случаев он чувствует себя на борту самолета «пассажиром». Между тем глубокие штурманские навыки можно получить, только летая по маршрутам, в разных условиях, на разных высотах. Такие полеты, между прочим, позволят экипажу научиться правильно составлять штурманские расчеты, которые сейчас страдают некоторой условностью и схематизмом.

Больше заботы надо проявить о третьем члене экипажа – о стрелке-радисте. Их у нас метко называют «снайперами эфира». Так их назвали за отличное знание радиодела, умение в любую минуту передать по радио нужное сообщение, быстро связаться с наземной рацией. Но каждый стрелок-радист обязан наряду с этим быть снайпером и в прямом смысле этого слова. Каждая пуля должна метко поражать цель.

Радиста-снайпера нужно обязательно ознакомить с тактическими приемами борьбы воздушного противника. Он должен, например, знать о новом способе нападения немецких истребителей – о так называемой «вилке», когда один из самолетов лишь демонстрирует нападение, пытаясь отвлечь внимание нашего экипажа, в то время как другие истребители атакуют наш самолет с других сторон, стараясь остаться незамеченными.

Летчики-фронтовики, работающие в запасных частях, смогут рассказать молодым стрелкам-радистам о других способах воздушного боя, применяемых противником

Снайперски стрелять должен, однако, не только стрелок-радист. Отличное знание пулемета и тактики врага в равной степени обязательно также для летчика и штурмана.

Как правило, запасные части, прибывающие на фронт, покрывают путь от места своего базирования до фронтового аэродрома по воздуху. Нередко этот путь исчисляется несколькими сотнями и даже тысячами километров. Какую большую практическую пользу, с точки зрения обучения и тренировки летного состава, могли бы принести эти перелеты! Но кое-где об этой стороне дела забывают и результаты перелетов не учитываются. Между тех многие экипажи такие перелеты совершают впервые. Нужно ввести в практику, чтобы в случае перебазирования летный состав попутно выполнял те или иные учебные задачи, которые нужно разработать заблаговременно. Каждый перелет должен явиться своеобразным экзаменом для экипажа, проворной того, как он подготовлен к бою.

Большое внимание должно быть уделено в запасных частях дисциплине. Кое-где в запасных полках считают, что такие «мелочи», как тщательная заправка, подтянутость, приветствие командиру, важны в тыловых частях, что на фронте «не до этого». Вряд ли нужно доказывать всю вздорность и нелепость подобных рассуждений. Именно на фронте, как нигде, требуется исключительная дисциплинированность. И насаждать дисциплину надо с устранения тех «мелочей», о которых мы упоминали выше.

* * *

Трудно переоценить роль и значение наших запасных частей, где готовятся кадры боевых летчиков. Многое запасные части сделали, но многое еще предстоит сделать. Основная их задача – дать фронту всесторонне подготовленных летчиков, которые в совершенстве знали бы свое дело, бесстрашно и умело громили фашистских захватчиков. А для этого нужно изо дня в день совершенствовать учебный процесс в запасных полках, максимально приблизить его к боевой действительности.

Больше отличных боевых летчиков – такова заявка фронта.

Герой Советского Союза полковник И. Антошкин.
Западный фронт.