Лаук Евгений Александрович

Сетько Антон Осипович

Златопольский Зусь Айзикович (автор)

* * *

Принадлежность:

502 шап

Батальонный комиссар З. Златопольский 

Летчик Лаук спас своего командира
// Сталинский сокол 27.03.1942

На командном пункте авиаполка был получен приказ: штурмовать скопление войск противника в одном пункте. Командование предупреждало о большой насыщенности зенитной артиллерией района цели и требовало выделить на выполнение боевого задания не только самых смелых, но и наиболее опытных летчиков.

В полет были назначены двое: командир эскадрильи капитан Сетько и летчик сержант Евгений Александрович Лаук. Оба они уже неоднократно участвовали в налетах на вражеские аэродромы и танковые колонны.

Техники знали о важности предстоящего полета и поэтому доотказа вооружили машину бомбами, снарядами и патронами.

В районе цели штурмовики были встречены сильным огнем зенитной артиллерии. К месту, где находились войска противника, летчики пробились сквозь огневую завесу. Огромная масса огня и металла обрушилась на головы врагов. Не один десяток «фрицев» и «гансов» нашел себе в этот миг смерть.

В тот самый момент, когда Сетько только пытался выйти из боя, в машину угодил снаряд. Самолет сильно подбросило. Сетько крепко сжал в руках штурвал. Но самолет начал терять управление, уменьшать скорость и терять высоту. А тут вдруг из-за облаков вынырнули три фашистских истребителя «Мессершмитт-109» и стали преследовать штурмовиков.

Трудно вести бой штурмовику против более маневренного истребителя. Но бой был навязан, и надо было отбиваться. Трое стервятников, увидев, что самолет Сетько теряет скорость, навалились на одного. По плоскостям и фюзеляжу самолета застучали вражеские пули. Но Сетько, напрягая все силы, продолжал управлять самолетом. Когда фашисты после безрезультатной первой атаки сделали попытку зайти на вторую атаку, им преградил путь Лаук, открывший сильный огонь. Лаук заметил, что командир попал в беду, и бросился ему на выручку. Одной длинной очередью сержант угодил в немецкий самолет и сбил его. Озлобленные неудачей, два истребителя продолжали атаковать штурмовиков. Машина Сетько становилась все менее послушной. Но сержант не бросил своего командира. Он отбивал атаки истребителей, так как Сетько был занят главным образом управлением самолетом. Лаук ходил вокруг своего командира по малому кругу, подбил второй «Мессершмитт», который вскоре вышел из боя. Третий немец, видимо, побоялся участи двух других и убрался во-свояси.

До линии фронта оставалось несколько километров. Мотор самолета Сетько отказал. Но летчик тянул машину вперед, перелетел линию фронта и совершил посадку. Сержант Лаук долго кружился над местом приземления своего командира. Убедившись в том, что командир жив, он дал ему сигнал, что все видел, и лег курсом на свой аэродром.

На аэродроме сержант Лаук доложил:

– Боевое задание выполнено. Командир совершил посадку в районе деревни.

Батальонный комиссар З. Златопольский.
Северо-Западный фронт.