Передовая статья 

Непрерывно вести военно-техническую пропаганду
// Сталинский сокол 27.03.1942

Советский народ, построивший под руководством товарища Сталина мощную авиационную промышленность, дал нашим летчикам-истребителям боевые самолеты, далеко превосходящие по своим качествам самолеты противника. «МИГ’и», «ЯК’я», «ЛАГГ’и» – машины, прекрасно оснащенные современным вооружением и обладающие высокими летно-тактическим и данными, – зарекомендовали себя в умелых руках летчика как грозное оружие.

Если эти машины ведет не только храбрый, мужественный летчик, но вдобавок к этому умелый, культурный воин, то не страшен и численно превосходящий противник. Примером может служить мастерски проведенный бой семерки наших соколов, летавших на «ЯК-1» под руководством капитана Еремина против 25 немецких машин. Пятерка «ЛАГГ-3», которые вели летчики Песков, Ефремов, Дохов, Журин и Ловейкин, провела бой с 30 немецкими самолетами. Тут были и «Юнкерсы», и «Мессершмитты», и «Хейнкели». При соотношении 1 : 6 наши летчики без потерь вышли победителями. Почему? Потому, что, обладая прекрасной машиной, летчики били врага уменьем, а не числом.

Таких примеров мастерства наших летчиков иного, и их победы об’ясняются использованием всех технических возможностей советских самолетов, грамотным применением в любой обстановке боевых качеств машин. «Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, – говорил русский полководец А. В. Суворов, – токмо тщетны они, ежели не будут истекать из искусства»! Это необходимо помнить, ибо современная война требует максимального напряжения сил и энергии, глубокого и всестороннего знания боевой техники, систематического и неустанного совершенствования своего мастерства.

Одним из факторов победы над врагом, говорится в приказе Народного Комиссара Обороны, являются организаторские способности начальствующего состава. А это значит, что каждый летчик, штурман, инженер должны постоянно учиться, учиться и учиться. Успеха достигает только тот, кто сочетает решительность, смелость и инициативу с глубоким знанием тактика, с искусным пилотированием наших первоклассных самолетов и умелой эксплоатацией вооружения, кто знает приемы врага. Выжать из техники все, что она может дать, – это доступно только командиру с широким военно-техническим кругозором.

Воевать и учиться, учиться и воевать – закон каждого летчика, каждой части, каждого подразделения, этого правила придерживаются в 12-м гвардейском полку. Там каждый бой разбирается, изучается, и на опыте лучших учатся молодые летчики. В части, которой командует тов. Антошкин, проведена теистическая конференция с участием конструктора того вооружения, которое поставлено на самолетах части. На ней были детально разобраны вопросы применения вооружения в различных видах воздушного боя. Технические конференции и конференции по обмену боевым опытом, сыгравшие огромную роль в повышении военной культуры летно-технического состава, стали постоянным явлением в части, где командиром тов. Толстиков. В 1-м гвардейском истребительном авиационном полку создан крепкий боевой актив из опытных летчиков, который используется командованием для повседневного обучения молодых истребителей.

Но далеко не все командиры и комиссары уделяют серьезное внимание постоянному совершенствованию летно-технического состава, военно-технической пропаганде. Она не стала еще одним из мощных средств повышения боевой квалификации молодых кадров летчиков, штурманов, техников и младших авиаспециалистов. Настоящая боевая школа – это школа войны. Было бы, однако, неправильно считать, что раз летчик прибыл на фронт, значит он без особых усилий станет мастером воздушного боя. Если с ним не работать, повседневно не учить его, то он не сумеет взять от техники все, что она может дать. Нужно, чтобы тактическая основа каждой опередил была тщательно продумана не только в шггабе, но и доведена до летника, а в ходе боя он обязан придерживаться ее, проявляя инициативу, сметку, пользуясь всем опытом, которым дала нам отечественная война. Этого можно достигнуть тогда, когда военно-техническая пропаганда поставлена на высокий уровень, когда летчик постоянно шлифует свое мастерство.

Истребитель должен уметь использовать максимальную скорость самолета только по прямому назначению – для нагона самолетов врага, воздушного маневра и воздушного боя, что требует большого искусства. Надо уметь произвести точные расчеты полета на боевое задание, чтобы машина находилась над полем боя как можно дольше. Сюда входит технический расчет горючего, режима полета, умение грамотно маневрировать диапазоном скоростей. Чтобы научить всему этому истребителя, следует привлекать наиболее опытных летчиков, инженеров, техников. Тогда увеличится продолжительность полета самолета, не будут зря транжириться моторесурсы.

Наши «ЯК-1» и «ЛАГГ-3» – отличные машины. Мы имеем большой тактический опыт использования этих истребителей и в воздушных боях, и при сопровождении бомбардировщиков и в штурмовых налетах, и во время прикрытия наступательных действий наших наземных войск. Надо только неуклонно, изо дня в день, распространять его, используя все формы военно-технической пропаганды, прививать летчикам любовь к своему самолету, непоколебимую веру в силу и превосходство нашей авиации над авиацией противника.

Исходя из этого, Главное политическое управление Красной Армии поставило задачу – восстановить в частях ВВС военно-техническую пропаганду. «Всемерно помогать летно-техническому составу, – говориться в директиве, – непрерывно повышать свою авиационную техническую культуру, расширять военно-технический кругозор, изучать и в совершенстве знать летно-тактические данные наших самолетов, правила эксплоатации, особенности боевой работы и тактику истребительной авиации по прикрытию наших войск от воздушного противника на поле боя».

В тех частях, где уделено должное внимание военно-технической пропаганде, значительно выше успехи боевой работы. Восстановить в правах военно-техническую пропаганду – это значит организовать работу боевого актива, наладить проведение лекций, докладов, бесед, конференций по обмену боевым опытом. И все это надо строить так, чтобы летно-технический состав непрерывно расширял свой военно-технический кругозор.

Суворовское правило – «воюют не числом, а уменьем» – должно войти в плоть и кровь летно-технического состава авиационных частей. Учиться на опыте войны – обязанность каждого бойца и командира, которая поможет ему добиваться новых боевых успехов, не давать фашистским выродкам поганить советскую землю и советское небо.