Маренков Константин Васильевич (автор)

* * *

Принадлежность:

12 гв. иап

Командир 12-го гвардейского истребительного авиаполка майор К. Маренков 

Высокая техника пилотирования решает в бою
// Сталинский сокол 29.03.1942

В великой отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками советская истребительная авиация играет огромную роль, особенно теперь, когда борьба за господство в воздухе принимает все более ожесточенный характер, когда истребители прикрывают от воздушного нападения наши наступающие войска.

Противник, всеми средствами стараясь задержать наступление Красной Армии, посылает самолеты на поддержку своих наземных войск, на бомбардировку наших военных об’ектов и городов. Отражая налеты, уничтожая воздушные силы врага, истребительная авиация вписала уже немало блестящих страниц в историю нашей борьбы с гитлеровской Германией.

Чтобы успешно сражаться с фашистами и уничтожать их всюду, где бы они ни появились, летчик-истребитель должен быть находчив, смел, решителен, в совершенстве знать свой самолет и безукоризненно управлять им. Высокая техника пилотирования и моральное превосходство советского истребителя над противником – вот что решает наш успех.

Современный воздушный бой проходит разных высотах. Немецкие летчики стараются перевести бой на небольшие высоты. Подчас нашим летчикам приходиться вести его у самой земли, а это требует отличного пилотирования современных скоростных самолетов.

Невольно вспоминаются слова замечательного истребителя Валерия Чкалова, сказанные им еще на заре советской авиации: «Воздушный бой может происходить на всяких высотах, нужно уметь хорошо владеть машиной и на большой высоте, и на малой». Этот завет великого летчика в дни отечественной войны приобретает огромный смысл.

Известно также, что атака производится на разных скоростях. Иногда атака исчисляется секундами, даже долями их. Воздушный бой скоротечен. Эти обстоятельства обязывают истребителя быть осмотрительным, быстро оценивать воздушную обстановку. Всего этого можно достичь только при высокой технике пилотирования.

Но кроме сказанного истребитель должен уметь вести поражающий огонь с разных положений и в то же время не терять в бою ориентировки.

Чем же достигается высокая техника пилотирования? Ответ один: систематической тренировкой в зоне на разных высотах и скоростях с отработкой всех элементов и комплексов пилотажа.

Маневренность самолета, его летно-технические свойства изменяются в зависимости от того, на какой высоте происходит полет. Следовательно, существует и различие в технике пилотирования в зависимости от высоты. Об этом всегда нужно помнить при ведении воздушного боя. Подтвердим это примером из боевой практики нашего полка.

Истребители прикрывали эскадрилью штурмовиков. На высоте 100 метров завязался воздушный бой с 5 «Ме-109». Немецкие летчики, зная высотное преимущество советских истребителей, старались перевести бой в глубь своей территории и сохранить при этом малую высоту. Мы же, разгадав замысел немецких летчиков, навязали им бой на вертикалях, набирая при этом высоту и оттягивая на свою территорию. Несмотря на численный перевес фашистских летчиков, наши истребители выиграли бой, загнав противника на высоту 5.000 метров и рассыпав его строй.

Современные скоростные истребители в руках грамотного летчика, отлично владеющего техникой пилотирования как на больших, так и на малых высотах, являются грозным оружием в борьбе с воздушным врагом. Несколько дней тому назад, патрулируя над наступающими войсками Красной Армии, ударное звено нашего полка обнаружило пять «Дорнье» и пять «Мессершмиттов», идущих бреющим полетом на нашу территорию. Численный перевес был на стороне немцев. Советские летчики навязали им бой на высоте 100 метров. Высокая техника пилотирования решила исход боя: наши летчики сбили два «Дорнье» и один «Ме-110».

Наш полк, помимо других задач, выполняет задание по патрулированию. И успех этой работы также решает качество пилотирования.

Летчик должен находиться в зоне патрулирования максимально долгое время. А для этого ему необходимо расходовать горючее с учетом возможного воздушного боя, грамотно эксплоатировать мотор. При правильной эксплоатации мотора, при наивыгоднейшем подборе скоростей как в зоне патрулирования, так и на маршруте летчик сможет находиться над целью максимум времени.

У нас, однако, наблюдаются иногда такие случаи: летчик ходит на больших скоростях и тем самым сокращает время пребывания над целью. Если к исходу патрулирования встретится вражеский самолет, то летчик, вступая в бой, не будет иметь достаточно времени и уверенности в том, что после боя он дойдет до своего или ближайшего аэродрома.

Истребители нашего полка, учитывая это, стараются точно рассчитывать горючее и время, разумно выбирать скорости. На-днях группа истребителей к концу патрулирования заметила над полем боя немецкого корректировщика. Благодаря правильной эксплоатации мотора у истребителей хватило времени для атаки, которую они и произвели. Корректировщик был сбит, а наши летчики возвратились на свой аэродром, имея еще запас горючего.

Большое значение при патрулировании и групповом полете имеет внимательный круговой осмотр. Скорости современных истребителей огромны, поэтому и время сближения сокращается до секунд. Если в течение нескольких мгновений летчик не будет просматривать воздушные пространства, то он может быть атакован внезапно. Необходимо, следовательно, тщательно наблюдать за воздухом, держаться своего места в группе, точно выполняя все обязанности в строю. Это летчик может осуществить только в том случае, если он отлично владеет техникой пилотирования.

Командир 12-го гвардейского истребительного авиаполка майор К. Маренков.