Передовая статья 

Самоотверженно и точно выполнять боевое задание
// Сталинский сокол 29.03.1942

Современная война многообразна по характеру своих наземных и воздушных операций и по их темпам. Обстановка на отдельных участках фронта быстро меняется. В этих условиях надо действовать решительно, умело, соблюдать железную воинскую дисциплину и добиваться высокого качества выполнения задуманной воздушной операции.

Боевой приказ, боевая задача – закон для сталинского сокола.

Идешь ли в разведку, ведешь ли патрулирование, штурмуешь ли аэродром врага, его колонну либо передний край обороны, бомбардируешь ли его коммуникацию, резервы или укрепленные узлы, – во всех этих случаях нужны строжайшая дисциплина, точное и эффективное осуществление задачи. Это – непременные звенья в цепи общей победы, ибо высокое качество работы авиации во многом решают успех наступательных действий наземных войск.

Высокое качество задачи, выполнения боевой задачи, проведения воздушной операции определяется рядом важных моментов. В некоторые штабах авиачастей, у некоторых командиров интенсивность боевых действий, качество боевых полетов измеряются количеством сделанных вылетов и тоннажем сброшенных бомб. Исходя из этого, иные штабы и командиры заботятся о том, чтобы побольше было вылетов, побольше израсходовано бомб, но не думают о качестве. А между тем главное то ведь в том, как выполнен боевой приказ в итоге этих вылетов, главное в том, как бомбы поразили цель, какой урон нанесен врагу. Вот чего надо добиваться и не снижать одновременно напряженности боевой работы.

У отдельных командиров стремление дать побольше вылетов приводит к тому, что сами вылеты готовятся наспех, а качество вылетов, результаты их разбираются недостаточно тщательно, и это не получает соответствующего отражения в оперативных донесениях. Между тем качество, эффективность боевых полетов должны занимать основное место при подготовке и выполнении задания командования.

Командир авиачасти прежде всего отвечает за выполнение боевого задания. Получив задачу командования, командир части и его штаб обязаны продумать ее и найти наиболее правильное решение, точно определить все необходимые материально-технические и тактические средства. Самое худшее – это механически спуститъ задачу экипажу, ограничиться шаблонным решением, забыть, какие в этом случае открываются огромные возможности для тактического творчества и военной хитрости, находчивости, инициативы. Командир, не заботящийся об этой важной стороне своей деятельности, приучает свой летный состав к примитиву, шаблону, что в конечном итоге и снижает качество выполнения боевой задачи.

Командир части – первый организатор воздушной операции. Но подготовка вылета на боевое задание немыслима без активного участия штаба, без начальника разведки, без штурмана полка, призванных обеспечить экипажи всеми возможными данными о районе цели и о самом об’екте, подлежащим поражению.

Особенно велика роль штурмана полка. Его обязанность – дать подробную разработку предстоящего полета и бомбометания, проверить с этой стороны готовность экипажей, а по возвращении их детально разобрать итоги полета, чтобы не повторить допущенных промахов и недостатков в последующих вылетах.

Что требуется от советского летчика при выполнении своей задачи? Прежде всего – вдумчивый, творческий подход к боевому заданию, тщательная подготовка его еще на земле.

В нынешней войне, как никогда, летчику, штурману, стрелку нужно быть настойчивым, упорным в достижении цели, способным проявить необычайную выдержку, находчивость и знание штурманского и летного дела, чтобы сквозь туманы и облака, сквозь ливень заградительного огня и противодействие вражеских истребителей обязательно пробиться к цели и поразить ее прицельно так, как требует боевой приказ. А если обстоятельства изменились, найти разумное решение поставленной задачи, но выполнить ее во что бы то ни стало.

Все это зависит от дисциплинированности и выучки экипажа или отдельного летчика, от того, насколько хорошо летный состав освоил искусство аэронавигации в самых сложных условиях, как владеет сложной техникой своего самолета, насколько умеет прицельно бомбить любыми методами, со всех высот, как образцово, снайперски пользуется своим пулеметно-пушечным вооружением, насколько отлично применяет противозенитные маневры и, наконец, как в совершенстве ведет воздушный бой, построенный на групповом маневре и взаимной огневой поддержке.

Незнание, невыполнение одного из указанных условий приводят к срыву задания, к нарушению задуманной операции и к потерям.

Недавно на одном из участков Западного фронта группа наших бомбардировщиков получила задание бомбить вражеские войска, накапливающиеся в одном пункте. В районе цели бомбардировщики встретили интенсивный зенитный огонь, вынудивший их вести бомбометание не с той высоты, как было рассчитано, а с другой. При этом экипажи не проявили инициативы, не изменили расчетов на бомбометание применительно к новой высоте. В результате бомбы легли в стороне от цели, противнику не был нанесен нужный урон, заявка наземного командования осталась неудовлетворенной, что затруднило ход всей операции.

Успех боевого полетного задания создается еще на земле, когда группа самолетов, экипаж или летчик готовятся в вылету. Вдумчивый, творческий подход при подготовке к вылету – первое условие победы. Чем труднее задание и сложнее обстановка его проведения, тем тщательнее следует готовиться к нему, лучше изучить маршрут, район цели, подхода к ней, хорошо знать линию фронта, возможные средства противодействия противника и характер самого об’екта нападения, тем точнее должны быть выработаны методы и расчеты бомбометания, выбраны типы и калибры бомб.

Конкретность в постановке задачи и точность выполнения ее во времени – важнейшее требование при осуществлении боевого задания. В первую очередь обязанность командира – дать ясное понимание всем экипажам замысла командования, обеспечить своевременный, пунктуальный вылет на боевое задание и добиться успешного поражения цели в строго назначенное время, именно тогда, когда, этого требует командование.

Каждый летчик должен усвоить золотое правило наших воздушных снайперов: «Бомбардируй, обстреливай врага не по площади, а выбирай цель, уничтожай именно то, что диктуется интересами сражения, расходуй свои боеприпасы с максимальным эффектом, так, чтобы ни один снаряд, ни одна бомба не пропали зря».

Высокое качество и точность реализации боевой летной задачи достигаются, с одной стороны, самоотверженностью, настойчивостью и искусством наших летчиков; с достой стороны, качество выполнение боевой задачи зависит от самих командиров, от их умения организовать каждый вылет, довести приказ до сознания каждого летчика. Нельзя забывать ни на минуту, что машины ведут в бой живые люди. Поэтому систематически воспитывать этих людей в духе железной воинской дисциплины и безоговорочного, безукоризненного выполнения боевого приказа – первейший долг командира.