Соколовский Александр Фомич (автор)

Майор А. Соколовский 

Базирование истребителей вблизи фронта
// Сталинский сокол 29.03.1942

Наш БАО с первых дней войны обслуживает истребительные части, базирующиеся в непосредственной близости от линии фронта.

Перебазировать самолеты к линии фронта не так сложно, как сохранить их от уничтожения, обеспечить летному составу возможность бесперебойной, беспрепятственной боевой работы. Умелая маскировка прифронтового аэродрома играет в этом деле огромную роль, но одной маскировкой проблема не решается. Необходимо устраивать ложные аэродромы и запасные посадочные площадки.

Однажды наш батальон обслуживал истребительный полк, базировавшийся в 25 километрах от переднего края. Наступавшие тогда немцы несли огромные потери от действий советских истребителей. Фашистские самолеты ежедневно летали над расположением нашей авиачасти, но благодаря хорошей маскировке не могли обнаружить ее. Зато они открыли ложный аэродром и в течение нескольких дней яростно бомбардировали его. Однако искусно устроенный нами ложный аэродром был опознан как только вражеские летчики осмелились пройти над ним на малой высоте. Дело в том, что ложная площадка оставалась безжизненной и никакого противодействия здесь фашисты, несмотря на свою активность, не встречали.

Из этого примера мы извлекли практический урок. Мало организовать ложный аэродром, нужно держать на нем небольшую, хорошо укрытую команду, которая бы отвечать огнем на нападения противника. Это не только создает видимость охраны площадки, но и способствует уничтожению вражеских самолетов. На ложном аэродроме должны быть какие-нибудь горючие материалы. Пусть противник иногда видит «результаты» своих бомбардировок. Гореть может любой хлап, нужно лишь, чтобы враг думал, что это горят самолеты или бензозаправщики.

Основное внимание следует обращать на организацию поблизости от основного места базирования истребителей запасных площадок, снабженных известным количеством горючего и боеприпасов. Если противник обнаружит основной аэродром, часть сможет быстро рассредоточиться и с этих подсобных площадок прикрывать главную базу.

Понятие «маскировка аэродрома» должно включать в себя не только рассредоточение и скрытие самолетов от взоров воздушного противника, а и соответствующую организацию обслуживания материальной части. Совершенно необходимо укрывать спецтранспорт, ремонтные пункты. В лесных районах нужно устраивать самолетные стоянки в глубине леса. В этом случае на опушке легко устроить ложные стоянки, которые, однако, не должны быть примитивными, нарочито заметными.

Передовая истребительная авиачасть – это как правило, наиболее активная боевая единица, потребляющая очень много боеприпасов и горючего. БАО обязан обеспечить бесперебойное ее снабжение в условиях близости фронта, где нельзя держать больших запасов.

Батальон аэродромного обслуживания приобретает все черты тех передовых частей, которые он обслуживает. Так же, как они, он должен быть способен к быстрым маневрам, перемещениям и оперативности. Наш БАО обязан находиться всегда «на колесах», иметь возможность за один рейс своим транспортом поднять все хозяйство и в любое время переместиться на новое место. Для этого необходимо весь наличный автотранспорт содержать в образцовом порядке.

Весна несет дополнительные трудности для БАО, работающих с передовыми частями. Полевые аэродромы чаще всего не имеют заранее подготовленных под’ездных путей. Зимние дороги испортятся, и если заблаговременно не предусмотреть этого, то можно обречь авиачасти на бездействие даже в том случае, когда аэродром будет полностью подготовлен к эксплоатации весной. Предупредить такую возможность можно только одним способом: иметь на время весеннего распутья 10—12-дневный запас горючего, боеприпасов и продовольствия. Части не должны ни одного часа бездействовать из-за весеннего бездорожья.

Важнейшим элементом в обслуживании истребителей в прифронтовой полосе является организация обороны и охраны аэродромов. Особенно надо считаться с этим в условиях наступления наших армий. Отступая, озлобленный враг оставляет группы диверсантов, способных при малейшей нашей беспечности пробраться на аэродром и нанести непоправимый ущерб материальной части и даже летному составу. Такая опасность существовала зимой, а с наступлением теплого времени она будет еще более реальной. Строжайшая охрана аэродромов, образцовая организация обороны на них, оборудование надежных укрытий для личного состава на случай воздушных налогов, – все это должно составлять первостепенную заботу командования БАО.

В заключение следует отметить два важных момента.

Опыт наказал, что весь спецтранспорт батальона должен быть раскреплен по эскадрильям, а внутри эскадрилий – по звеньям и самолетам. При таком порядке каждый шофер точно знает, какой самолет он обязан обслуживать, строго следит за временем его вылета и возвращения. Наши шоферы по летной «походке» узнают в воздухе своих летчиков и, раньше чем самолет успеет приземляться, выводят машины к месту заправки.

Работа передовой истребительной части сопряжена с частым выполнением непредвиденных боевых заданий. Каждую минуту ее самолеты должны быть готовы к вылету. Чтобы командование БАО могло быстро и хорошо обеспечить каждую боевую операцию, необходима постоянная личная связь командира батальона, а при его отсутствии – человека, им назначенного, с командованием летной части. «Полпред» БАО должен постоянно находиться на командном пункте и помогать командиру части в быстрейшем выполнении срочных боевых заданий.

Майор А. Соколовский.