Магерин Николай Иванович

Ганс Хаан

Горев Александр Михайлович (автор)

* * *

Принадлежность:

46 иап

Подполковник Д. Горев 
// Сталинский сокол 05.03.1943

На Демянском плацдарме

Борьба с вражеской авиацией

Дни активных действий наших войск по ликвидации Демянского плацдарма характеризовались ожесточёнными воздушными боями. Со стороны противника действовала главным образом истребительная авиация. В воздушных боях немцы использовали в истребителей новейшей марки – «Факке-Вульф» и «Ме-109г».

Неравно нашими истребителями был сбит командир 2-й группы 54-й истребительной эскадры Ганс Хаан. Этот знаменитый немецкий асс, о «победах» которого две последние недели так трезвонило берлинское радио, попал в плен. Как показал на допросе самонадеянный гитлеровский выкормыш, награждённый тремя железными крестами и рыцарским трестом с дубовым венком, он был настолько уверен в том, что его не собьют, что, вылетая в бой, даже но взял с собой личного оружия. Приземлившись, Ганс Хаан не оказал никакого сопротивления и поспешно поднял руки.

В тактике немецкой истребительной авиации, действующей на Демянском плацдарме, нельзя отметить существенных изменений. Широко практиковались так называемые «свободные» полёты ассов, в задачу которых входило прикрытие своих войск и сковывание боем наших истребителей. Зафиксированы случаи, когда немецкие ассы, летающие на «ФВ-190» и прикрытые своим мотором, предпринимали лобовые атаки. Но наши лётчики, зная уязвимые места нового немецкого истребителя, смело вступали с ними в бой, с каждым днём увеличивая счёт сбитых вражеских самолётов.

Излюбленным приёмом немцев попрежнему является бой на вертикалях. Однако малые высоты в силу неблагоприятных метеорологических условий значительно ограничивают активность гитлеровцев. Наши же лётчики, широко используя горизонтальный манёвр, бьют немцев на виражах. Примером может служить бой четверки наших истребителей под командованием капитана Магерина, одержавшей блестящую победу над численно превосходящим врагом.

54-я немецкая истребительная эскадра, имевшая приказ Гитлера во что бы то ни стало прикрыть «Демянскую крепость», потеряла за год боёв 100 процентов материальной части и пополнена заново. В последних воздушных боях наши истребители, изучив слабые стороны немцев, нанесли тяжёлые потери и этому новому пополнению.

Во время наступательных боёв Красной Армии, целью которых была ликвидация Демянского плацдарма, тактика фашистских истребителей сводилась к тому, чтобы максимально прикрыть свои отступающее войска. Наспех собрав небольшие группы ночных истребителей и подведя их непосредственно к линии фронта, германское командование пыталось установить взаимодействие своих истребителей с отступающими наземными частями. Немецкая пехота ракетами указывала своим истребителям курс наших нотных бомбардировщиков. Фашистские истребители шли по ракетам, как по вехам, изредка включая фары. Однако этот приём не имел никакого успеха. Наши воздушные корабли меняли курс, маневрировали по высоте, оставаясь неуловимыми, громили отходящие фашистские войска.

Бомбардировочная авиация противника проявляла незначительную активность. Лишь изредка над боевыми порядками наших войск появлялись небольшие группы «Ю-88» под прикрытием истребителей. Интервал между налётами позволяют сделать заключение, что это действовала одна и та же группа бомбардировщиков, базирующаяся на дальних аэродромах. Концентрируя бомбардировщиков на одном направлении, противник старался создать видимость массированных ударов.

Немцы сделали попытку блокировать один из наших основных фронтовых аэродромов. Но массированный налёт не удался. Потеряв несколько машин от огня зенитной артиллерии, фашисты отказались от этой затеи. Тогда для блокировки наших аэродромов немцы стали использовать «охотников», которые приводили в район аэродрома и там поджидали самолёты, идущие на посадку. Нередко немцы прибегал к хитрости, включая бортовые огни, чтобы таким образок обнаружить наш ночной старт. Бдительная служба постов ВНОС разоблачила и эту фашистскую уловку. Получив приказ по радио, наши лётчики садились на запасные площадки.

Активные действия нашей авиации вынудили немцев на ночь уводить самолеты в глубокий тыл. На полевых площадках оставались лишь небольшие группы немецких истребителей. Активная воздушная борьба начиналась с 10—12 часов дня, когда немцы подтягивали авиацию на передовые аэродромы.

При сопровождении своих бомбардировщиков немецкие истребители действовали с ними на одной высоте, при пикировании бомбардировщиков также пикировали не открывая огня, а только прикрывая «Юнкерсы». При встрече с нашими истребителями «Мессершмитты» обычно старались атаковать их снизу, сзади или сверху реже – сбоку. «Пе-2», как правило, повергались атаке с левой стороны. Наши пикировщики смело вступали в бой с немецкими истребителями. На-днях группа «Пе-2», возвращавшаяся после бомбометания, подверглась атаке немецких истребителей. В воздушном бою «Пе-2» сбили два «ФВ-190» и подбили один «Ме-109».

В боях за Демянский плацдарм немцам не удалось завоевать господство в воздухе. Не удалось им удержать за собой и занятые позиции. «Демянская крепость», которую немцы укрепляли около полутора лет, перестала существовать.

Подполковник Д. Горев.