Авдеев Алексей Иванович (автор)

Подполковник А. Авдеев 
// Сталинский сокол 05.03.1943

Взаимодействие авиации с наземными войсками в германской армии

В период своих наступательных операций противник сосредоточивает большое самолётов для массированного применения их по об'ектам на поле боя в войсковом тылу. На направление главного удара в первую очередь перебазируются авиационные соединения непосредственного взаимодействия с наземными войсками.

Во время наступления авиация базируется в 5–6 км. от переднего края или в районе командных пунктов наземных войск. В случае прорыва подвижными войсками нашей оборонительной полосы противник перебазирует небольшие группы своей авиации на новые посадочные площадки через 1–2 часа после того, как эти площадки заняты передовыми частями. Всё это даёт возможность использовать некоторую часть авиации без промедления.

Обслуживание материальной части на передовых аэродромах осуществляется вначале небольшим числом техников (один техник с помощью солдат наземных войск обслуживает до трёх самолётов). Боеприпасы и горючее перебрасываются на аэродром на транспортных самолётах.

Тактическому взаимодействию авиации с пехотой и подвижными войсками фашисты уделяют много внимания. Обеспечивают это взаимодействие офицеры – делегаты связи от авиационных частей и соединений в штабы наземных войск. Офицеры постоянно информируют своё командование о положении на фронте, о ходе боя и обстановке в воздухе, о местонахождении штаба. Они ставят в известность своих начальников о намерении командования наземных войск и составляют заявки на действия авиации.

Основным средством связи офицера – делегата связи – со своим штабом является радио. Кроме того, как дублирующие средства используются проволочная связь, самолеты и автомашины. При тактическом взаимодействии авиация получает задачи по радио, по кодированной карте.

Обеспечивая наступательные операции своих наземных войск на оборонительные хорошо укреплённые рубежи, немцы широко используют бомбардировщики для авиационной подготовки прорыва. Так, на одном из участков фронта в июле 1942 г. противник в течение трёх часов беспрерывно, группами до 30 самолётов, бомбардировал передний край нашей обороны. После прорыва его авиация противника перенесла свои действия на подходившие к этому району наши танки и на районы их сосредоточения. При этом авиация действовала по вызову командиров танковых соединений, бомбардируя те цели (сковывая их манёвр и огонь), которые мешали немецким войскам расширить полосу прорыва.

При наступательных операциях наших войск фашистская авиация, взаимодействуя со своими наземными частями, стремится сорвать атаки. При выполнении этой задачи авиация бомбардирует войска в исходном положении сразу же после проводимой нами артиллерийской подготовки. Бомбардирование производится группами до 25 самолётов и продолжается 2–3 часа. Участок воздействия немецких бомбардировщиков на боевые порядки наших войск равняется ширине участка воздействия огневого вала нашей артиллерии в период артподготовки. Это еще раз подтверждает, что бомбардировочная авиация воздействует на об'екты поля боя по заявкам командиров наземных войск.

Немцы считают, что быстрое и надёжное опознавание своих войск с воздуха – необходимое условие успешного взаимодействия. Однако им не всегда удаётся в точности соблюдать эти условия. Нередко в приказах немецким пехотным соединениям указывается: «Находящиеся на передовых линиях войска часто весьма недостаточно обозначают своё положение. Отмечены случаи обстрела авиацией своих войск». Или: «Снова отмечаются случаи обстрела собственных самолётов». Пленные также подтверждают, что из-за недостаточно четкого обозначения и слабой связи бывают случаи, когда немецкие самолёты бомбардируют свои войска.

Для обозначения наземных войск противник применяет оранжевые дымовые сигналы, желтые, белые и красные полотнища со свастикой, трассирующие пули, ракеты и различные вспомогательные средства.

Немцы считают, что наилучшая видимость сигналов с воздуха – под углом 45º по ходу самолёта. Поэтому оранжевая дымовая ракета (лучший опознавательный сигнал), означающая: «Свои войска, мы здесь», должна зажигаться до подхода самолётов к данному участку с тем, чтобы лётчики своевременно могли увидеть её и принять необходимое решение.

Чтобы привлечь внимание лётчиков, наземные войска при их приближении стреляют трассирующими пулями.

Полотнища для обозначения войск применяются в зависимости от фона местности и времени года с таким расчётом, чтобы их можно было обнаружить со средних высот и при средней видимости. Так, например, жёлтые полотнища, которые обозначают: «Здесь собственная передовая линия», как правило, хорошо видны со средних высот (если они выложены в местах, удобных для наблюдения).

Для определения своих самолётов немцы устанавливают опознавательные сигналы (многоцветные ракеты), которые периодически меняются. Эти сигналы должны быть известны всем подраздел своих наземных войск. Опознавание самолётов облегчается специальной окраской (как правило, она делается единой для всего воздушного флота на длительный период, например, жёлтые консоли и желтое кольцо на фюзеляже). Кроме этого в качестве вспомогательных опознавательных сигналов применяются покачивание по продольной оси самолётов и попеременное обогащение и обеднение смеси.

Чтобы избежать ударов авиации по своим войскам, немцы ввели понятие о «границе безопасного боевого применения авиации» (не менее 300 метров от расположения своих войск). Неограниченное применение вооружения самолётов разрешается только за этой «границей» в направлении к противнику.

Ночью налёты авиации в районах, расположенных от «границы безопасности» в сторону своих войск, запрещаются. Не рекомендуются и дневные бреющие полёты над своими войсками, так как внезапное появление самолётов значительно затрудняет наземным войскам возможность своевременного их опознавания.

Для обозначения наземных войск ночью применяются светосигнализация и сигнальные ракеты. Опознавание самолетов ночью облегчают отличительные огни и светосигнализация при помощи самолётной фары. Опознавательные сигналы и огни систематически меняются, о чём ставятся в известность все подразделения наземных войск.

Немцы применяют и другие методы опознавания для облегчения взаимодействия наземных войск с авиацией. Например, при подходе групп бомбардировщиков к району действий артиллерии немцы выпускают серию снарядов белого дыма в направлении цели. Одновременно с этим наземные войска обозначают передний край серией цветных ракет. Это облегчает лётчикам отыскание цели и исключает возможность поражения своих войск. Иногда появившиеся над полем боя самолёты противника не приступают сразу к бомбардированию целей, а ожидают сигнала своих войск с земли.

В немецкой армии на службу связи возлагается задача обеспечить быструю и правильную передачу донесений, различных сообщений и требований от наземных войск к самолётам и авиачастям и наоборот. Эта служба существует параллельно или вместо радиосвязи. Для установления связи со своими самолётами наземные войска применяют малые сигнальные полотнища (белью, красные), белые сигнальные ракеты (для передачи коротких, заранее установленных сообщений) и вспомогательные средства. Знаки эти выкладываются, как правило, в направлении фронта так, чтобы их можно было прочесть, глядя в сторону фронта, и чтобы они были чётко видны.

Самолёты для связи с наземными войсками применяют белые сигнальные ракеты, которые означают требование подать опознавательный сигнал; зеленые сигнальные ракеты, которые обозначают, что лётчик намерен сбросить вымпел с донесением и просят выложить знак, указывающий место для сбрасывания; красные дымовые ракеты или красные сигнальные ракеты, означающие: «Внимание! Противотанковая оборона противника: орудия ПТО, артиллерия, препятствия!»; голубые и фиолетовые дымовые ракеты, обозначающие: «Внимание! Танки противника!».

При продолжительном взаимодействии наземных войск с авиацией штабы частей заблаговременно договариваются о вспомогательных средствах связи.

Штабы наземных войск имеют радиосвязь со штабами взаимодействующих с ними бомбардировочных авиационных частей. Они могут вызывать бомбардировщиков тогда, когда над полем боя нет наших истребителей. Наблюдения показали, что иногда после ухода наших истребителей с поля боя немцы с земли вызывали бомбардировщиков. Последние не заставляли себя долго ждать и появлялись над нашими войсками.

Противник уделяет большое внимание воздушной разведке. Он систематически наблюдает об'екты на поле боя и в войсковом тылу. Для выполнения этой задачи в интересах пехотных и механизированных соединений работают специальные авиационный подразделения ближней разведки.

Группы ближней разведки на период операций придаются сухопутным армиям, а в большинстве случаев – армейским корпусам. Для связи с войсковыми штабами группы ближней разведки самостоятельно выделяют офицеров – делегатов грязи. Последние, находясь при штатах наземных войск, передают авиаштабу требования на разведку.

Реоультаты разведки, месторасположение своих передовых частей и частей противника экипажи вначале сообщают по радио, а уже затем, путём сбрасывания вымпелов, дублируют эти донесения дивизиям, армейским корпусам, армиям и авиакорпусу.

Немцы от своих разведчиков требуют, чтобы данные о передвижении войск противника они в первую очередь передавали в авиаштаб. Делается это для того, чтобы авиационные части, взаимодействующие с наземными войсками, могли своевременно атаковать неприятеля. Чтобы иметь более полные данные о положении противника и своих войск, немцы организуют обмен донесениями внутри групп ближней разведки.

Для контроля штабы авиационных разведчиков непрерывно проверяют, поступают ли донесения экипажей о результатах разведки во все штабы наземных войск, которые их должны получать. С этой же целью в вымпелах, адресованных авиакорпусу, как правило, указывается, кому ещё сброшено данное донесение или кому оно сообщено по радио.

Экипажи, выполняющие авиационную разведку, перед каждым вылетом информируются о расположении пунктов сбрасывания донесений. Чтобы экипажи не теряли времени и горючего на отыскивание таких пунктов, офицеры – делегаты связи на КП наземных войск (на месте и на марше) – обеспечивают быстрое выкладывание креста для своего обозначения. Этот пункт дополнительно обозначается световой сигнализацией.

Штаб авиакорпуса, взаимодействующий с наземными войсками, суммирует все поступающие к нему донесения и передаёт их штабу армии.

При наступательных операциях немцы располагают специальные небольшие группы самолётов-разведчиков на аэродромах и посадочных площадках в районах, только что оставленных нашими войсками. Экипажи этих самолётов получают задачи на разведку непосредственно от командиров передовых наземных частей.

Подполковник А. Авдеев.