Зайцев

Позднов Петр Тимофеевич

Шмелёв

Щербаков Василий Иванович

Горев Александр Михайлович (автор)

* * *

Принадлежность:

707 лбап

Подполковник А. Горев 
// Сталинский сокол 05.03.1943

Самолёты-корректировщики

Вражеские орудия вели огонь по нашим войскам. Используя возвышенности и пересечённую местность, часто меняя свою позицию, немецкая батарея ускользала из-под ударов советских артиллеристов. Нужно было во что бы то ни стало уничтожить или заставить замолчать немецкие орудия. Наши артиллеристы прибегли к помощи авиации. Лётчики «У-2» должны были корректировать огонь артиллеристов.

Набрав необходимую высоту, экипаж корректировщика (лётчик Шмелёв, штурман Зайцев) пошёл на цель. Скоро самолёт очутился над расположением противника. Уже отчётливо стали видны языки пламени, вылетающего из жерл фашистских пушек. Наши артиллеристы настойчиво продолжали нащупывать противника, но снаряды рвались с небольшим перелётом и правее.

Имея одинаковую с артиллеристами карту и находясь точно над засечённой целью, лейтенант Зайцев быстро определил, где ложатся снаряды. По радио открытым текстом он сообщил командиру батареи соответствующие координаты, и опять началась артиллерийская дуэль. На этот раз бокового отклонения уже не было. Но всё же снаряды не долетали до цели. Экипаж снова передал поправку. На этот раз попадание оказалось абсолютно точным. Зайцев передал по радио: «Цель накрыта, беглый огонь!» Вражеская батарея была подавлена. Экипаж своё задание выполнил отлично.

За последний месяц, лётчик старшина Шмелёв и штурман лейтенант Зайцев сделали на своём «У-2» около 35 вылетов на корректировку артогня. За это время они помогли уничтожить 7 артиллерийских батарей противника, 10 автомашин (большая часть из них с боеприпасами), 4 вражеских блиндажа.

В районе Демянска «У-2» всё больше и больше находят себе применение как ночные корректировщики. Днём на выполнение этого задания они летают только при наличии облачности на высоте 300–400 метров. На корректировку выделяются лучшие экипажи, отлично владеющие техникой пилотирования, штурманским делом и радиосвязью.

Перед вылетом на задание лётчики договариваются с артиллеристами о позывных, о времени пребывания самолёта над целью и т. д.

Лётчики не ограничиваются корректировкой. Они сообщают на артиллерийскую батарею о появлении новых целей и движении автоколонн, указывают обнаруженные блиндажи, дзоты, скопления войск противника.

Артиллеристы в свою очередь оказывают помощь лётчикам. Самолётам «У-2», находящимся в воздухе, цели указываются с земли артиллерийской стрельбой. Пользуясь указаниями артиллеристов, лётчики бомбят цели, скрытые в оврагах, в лесных массивах, за возвышенностями. Вот один пример такого боевого содружества лётчиков и артиллеристов. Группа самолётов «У-2» получила задание бомбить немецкие артиллерийские позиции. Цель должна была указать с земли наша артиллерия. Как только группа достигла района цели, замыкающий экипаж (лётчик старшина Позднов и штурман старшина Щербаков) дал сигнал ракетой. Артиллеристы, заметив сигнал, дали три залпа в сторону артиллерийских позиций противника. Разрывы снарядов помогли лётчикам обнаружить цель. С первого самолёта сбросили САБ. При её свете все экипажи отбомбились прицельно. Задание было выполнено отлично.

Обычно «У-2», пользуясь помощью артиллеристов, бомбят с интервалом по времени в одну-полторы минуты. Это позволяет сзади идущему самолёту уточнять наводку.

Вслед за первой группой, если этого требует обстановка, могут быть высланы вторая и третья группы, причём каждая из них имеет свой сигнал (вызов огня).

Успех взаимодействия во многом зависит от тщательной договорённости лётчиков и артиллеристов. Лётные экипажи знакомятся с местом расположения своих батарей, уточняют всевозможные сигналы. Организующая роль в этом деле принадлежит штабу авиационного подразделения.

Подполковник А. Горев.

Северо-Западный фронт.