Гвардии майор Н. Молтенинов
// Сталинский сокол 12.03.1943
Ночная атака в воздухе
Обнаружить вражеский самолет в воздухе ночью намного сложнее, чем днём. Однако ошибочно считать что встреча с врагом в ночном небе – дело случая или удачи. Многое, конечно, зависит от того, освещена ли цель прожекторами, но во всех случаях истребитель не должен оставаться пассивным и просто «утюжить» воздух. Он обязан активно искать противника.
Опытный пилот начинает поиск ещё на подходе к зоне патрулирования. В лунную ночь он старается держаться не в центре зоны, а вдоль границ её, противоположных источнику света. Будучи невидим для противника, истребитель может обнаружить силуэт вражеского самолета или конденсационную полосу, обычно оставляемую им в холодное время и на больших высотах. Именно этот признак – конденсационная полоса – помог мне обнаружить однажды на подступах к охраняемому городу «Хейнкель-111». Патрулируя в зоне, я заметил такую полосу – след бомбардировщика. Пошёл по ней. В это время поступила радиограмма с пункта наведения. Сличил направление конденсационной полосы с данными земли. Они совпадали. Через некоторое время я обнаружил и «Хейнкель», летевший впереди с превышением на 200 метров. Его характерный силуэт чётко проектировался на светлом фоне неба, освещенного луной.
Хорошим ориентиром для истребителя может служить заградительный огонь зенитной артиллерии. Он даёт общее направление поиска и приблизительную высоту бомбардировщика. Лучи прожекторов, даже если им ещё не удалось схватить цель, также, могут быть использованы лётчиком в качестве направляющих ориентиров.
Наблюдая за воздухом, необходимо присматриваться и к земле. Иногда обнаружить вражеский самолёт помогают разрывы его же авиабомб. В этом случае серия сброшенных бомб даёт отчётливое представление и о курсе самолёта.
Наконец, бесспорно, большую роль играет наведение по радио. В большинстве случаев четкое управление с земля помогает лётчикам обнаружить вражеские самолеты.
Лётчики-ночники обычно считают, что обнаружить вражеский самолёт – значит наполовину победить. Это справедливо в том случае, если все последующие действия истребителя безупречны и строго рассчитаны. Между тем, часто даже небольшая ошибка атакующего приводит к тому, что противнику удаётся ускользнуть. В темноте ему труднее защищаться, но легче скрыться от преследования. В этом отличие ночного воздушного боя от дневной схватки. Вот почему ночью практически возможна только одна, максимум две атаки. А это требует от истребителя большого искусства, тактической выучки, умения вести точный прицельный огонь.
Подход к цели имеет первостепенное значение для исхода атаки. Среди некоторых летчиков существует мнение, что атаковать бомбардировщика ночью следует лишь на встречных курсах, иначе говоря, строго в лоб или под небольшим углом. Подобное мнение ошибочно. Скорость сближения самолётов на встречных курсах очень велика, поэтому и время для атаки весьма ограничено. У нас был однажды случай, когда старший лейтенант Скрипченко, идя на сближение с бомбардировщиком таким именно образом, проскочил мимо, не успев причинять врагу даже повреждений. Повторную атаку провести уже не удалось. Пока Скрипченко разворачивался, бомбардировщик успел скрыться.
Другой результат даёт атака с задней полусферы, на попутных или попутно-боковых курсах. В моей практике было две ночные встречи с немецкими бомбардировщиками. Оба раза я атаковал их сзади и сбил. Наиболее целесообразным положением для атаки, на мой взгляд является преследование строго в хвост (ракурс равен нулю) и с небольшим кобрированием. Я противник подхода к бомбардировщику сверху, с пикирования. Хотя истребитель, атакующий сверху, имеет возможность бить по уязвимым местам вражеского самолёта – моторам, бензобакам, экипажу, развивающаяся при пикировании скорость неизбежно приводит к тому, что атакующий проскакивает мимо бомбардировщика и затем должен начинать атаку вторично. А это, как мы уже сказали, связано с потерей драгоценного времени, а то и самой цели. В пользу же эффективной атаки снизу говорит и тот факт, что при освещении бомбардировщика прожекторами, его экипаж, ослеплённый лучами, оказывается в невыгодном положении, в то время как находящийся ниже истребитель пользуется преимуществом для стрельбы по ярко освещенной цели.
Огонь ночного истребителя затрудняется определением дистанции. Известно, что освещенный предмет кажется ближе, а неосвещённый – дальше, чем на самом деле. Поэтому натренированный лётчик, даже нагнав самолёт противника, пойманный лучами прожекторов, нередко начинает стрелять на слишком большом удалении от цели и не поражает её. Нужно выработать в себе чувство дистанции, чтобы не повторять типичной ошибки начинающих лётчиков-ночников. Достигается это упорной тренировкой, не последнее место в которой занимает определение во время посадки расстояния до прожекторов, освещающих ночью летное поле. Помогает истребителю и такой простой расчет: если бомбардировщик освещен прожекторами, то он находится в центре светового поля. Радиус этого поля – 50-100 метров. Как только преследующий самолёт достигает границы светового поля, надо открывать прицельный огонь.
Для того, чтобы сбить противника наверняка, я стараюсь подойти к нему возможно ближе, на 50–30 метров. Встречный огонь стрелка не может служить препятствием. Ночью его огонь мало эффективен, ибо стрелка ослепляют вспышки собственного пулемёта и огонь обычно ведётся больше для самоуспокоения.
Среди истребителей нашей части много энтузиастов стрельбы по бомбардировщику с малых дистанций, в упор. Но даже и при таких условиях применение прицела обязательно. Хорошему стрелку двух-трёх очередей обычно достаточно, чтобы зажечь атакованный самолёт. Добить же горящий бомбардировщик ночью не представляет большого труда.
Боевое мастерство летчика ночной истребительной авиации характеризуется целым рядом качеств. Среди них умение правильно атаковать самолёт противника занимает одно из первых мест. Ночной истребитель должен в совершенстве владеть всеми методами нападения на противника и каждую встречу с врагом неизменно заканчивать его уничтожением. Настойчивое культивирование этих черт среди лётчиков-гвардейцев нашего авиаполка позволило нам в ночных воздушных боях на подступах к городу за короткий срок уничтожить 13 немецких бомбардировщиков.
Гвардии майор Н. Молтенинов.