Герои публикации:

Миниковский М. (автор)

Старший техник-лейтенант М. Миниковский 
// Сталинский сокол 12.03.1943

Готовить аэродромы к весне

Опыт прошлой военной весны многому научил работников авиационных тылов. Там, где аэродромы к весне готовились еще с зимы, авиация успешно без перерывов работала в дни распутицы.

Освобождение поверхности лётного поля от снега производилось двумя способами: вывозкой за пределы аэродрома и применением так называемых абсорментов (каменноугольной и торфяной пыли, печной золы, фосфорной муки), ускоряющих таяние снежного покрова. Практика показала, что первый способ во фронтовой обстановке более оправдывает себя.

Вот один пример из практики подготовки аэродромов. За несколько дней до начала снеготаяния мы выбрали площадку с песчаным грунтом и приступили к очистке её от снега. С наступлением первых же тёплых дней полоса быстро просохла, и на ней могли базироваться лёгкие типы самолётов.

Это в полной мере относится и к аэродромам, гае имеются искусственные взлетно-посадочные полосы. Они могут быть использованы для боевой работы сразу же после очистки от снега. Процесс уборки снежного покрова намного ускоряется, если снег с бетонированных полос зимой вывозился, а не укатывался. Взламывание же укатанного покрова требует большой затраты рабочей силы и механизмов.

Какие использовать механизмы для очистки от снежного покрова полевых аэродромов? Этот вопрос имеет актуальное значение, так как уборка снега со значительной площади – весьма трудоёмкая работа.

Удобно собирать снег обыкновенным деревянным угольником, который широко используется для расчистки дорог. Угольник сколачивается из брёвен и подбивается рельсами. Буксируемый вдоль полосы трактором, он образует снежные вал в полтора-два метра шириной. При глубоком снежном покрове рекомендуется пустить угольник по одному следу два-три раза: подбитые рельсы выберут снег до самой земли.

Очень важным мероприятием в подготовке лётных полей к весне является замедление снеготаяния на зимней полосе. Уплотнение полос катками и гладилками зимой само по себе способствует замедлению снеготаяния. При резком потеплении необходимо лишь следить, чтобы преждевременно не появились проталины или выбоины. Применение теплоизоляционных материалов в качестве замедлителей снеготаяния не оправдало надежд, поэтому использовать их не всегда рационально.

После прекращения работы авиации на полосе замедленного снеготаяния её необходимо взрыхлить дисковыми боронами.

Выбор полосы для лётной работы весной и полосы замедленного снеготаяния имеет существенное значение. Необходимо иметь в виду, что талые воды не должны проникать на полосу, заранее освобожденную от снежного покрова, или заливать поле, на котором задерживается снеготаяние.

С этой целью мы располагаем полосы ближе к границам аэродрома, причём полоса, где задерживается снеготаяние, находится на северных скатах, а поле освобождённое от снежного покрова, – по направлению господствующих весенних ветров и на южных скатах. Не всегда, конечно, удаётся придерживаться этих правил, но некоторые отклонения вполне допустимы.

Чтобы талые воды не заливали полосы, необходимо устроить систему водоотводных канав. Направление их диктуется рельефом местности. Обычно канавы разделяются на собирающие и транспортирующие. Если полосы расположены на разных скатах, то собирающая канава должна быть проложена вдоль верхней продольной стороны полосы, а транспортирующие отведены но скатам в стороны. Рельеф может потребовать устройства дополнительных канав или собирающая окажется вовсе излишней.

В конце зимы нередко случаются метели. Необходимо оградить очищенную полосу от заносов, в противном случае могут сойти на нет затраченные средства.

Все эти мероприятия, проверенные на практике, помогают быстрее готовить аэродромы к весне с тем, чтобы в период распутицы обеспечить боевую работу авиации.

Старший техник-лейтенант М. Миниковский.

Действующая армия.