Грозицкий Андрей Яковлевич

Губрий Павел Ксенофонтович

Дмитриев

Ермоленко Николай Тихонович

Тригуб Марк Григорьевич

Шклюков Николай Николаевич

Коваль Иван Никифорович (автор)

* * *

Принадлежность:

30 РАБ

Старший техник-лейтенант И. Коваль 
// Сталинский сокол 12.03.1943

Эвакуация неисправных самолетов из районов боя

Среди многочисленных трофеев в руки наших наступающих войск попадает немало немецких боевых самолётов. Вражеские машины, подбитые огнём зенитной артиллерии или советскими истребителями, зачастую приземляются на поле боя. Подчас совершают вынужденные посадки на передовых позициях и наши самолеты, получившие повреждения при выполнении заданий. Своевременная эвакуация неисправных самолётов, а также другого авиатехнического имущества из районов боя – дело большой важности, и возложено оно на специальные команды. Опыт боевой работы многих эвакуационно-технических команд весьма поучителен. Они быстро и оперативно эвакуируют самолёты и в то же время собирают значительное количество металлического лома и резиноутиля.

Эвакуационно-техническая команда, где начальником старший техник-лейтенант Шклюков, поддерживая связь с наступающими частями, однажды получила сведения, что в районе боёв находятся три неисправных самолёта. Группа механиков и стрелков-специалистов под руководством Шклюкова прибыла в расположение наземных войск. Оказалось, что все три машины приземлились между нашими войсками и противником и естественно находятся под огнём.

Тщательно изучив местность, подходы к самолётам, дороги, начальник команды Шклюков решил действовать ночью. Под покровом темноты, соблюдая все меры предосторожности, группа направилась к одному самолёту. Немцы время от времени пускали ракеты и вели беглый миномётный огонь. Бойцам приходилось пробираться ползком.

Машина сидела на выпущенных шасси, и это значительно облегчило её откат. Зацепив самолёт тросами, бойцы до наступления рассвета сумели оттянуть ею в укрытие к берегу реки, а днём разобрали на части и переправили на противоположную сторону. Таким же порядком в последующие ночи были эвакуированы с поля боя и вывезены в тыл остальные две машины.

Не один раз осуществляли бойцы команды подобные операции и всегда с большим мастерством. Сержанты Губрий, Дмитриев, Трегуб, младший сержант Ермоленко, шофер Грозицкий и другие специалисты отмечены правительственными наградами.

Эвакуация самолётов из-под огня большей частью производится вручную и лишь при благоприятной обстановке – транспортными средствами. Команда в составе двух-трёх авиамехаников и нескольких бойцов-специалистов выезжает в район боя со всем необходимым инструментом и даже запасными частями, так как иногда представляется возможность на месте восстановить самолёт, не эвакуируя его в тыл.

Как организуется транспортировка самолётов?

В тех случаях, когда снежный покров позволяет проехать колесному транспорту, эвакуация производится автомашинами. При глубоком снеге многие команды пользуются специально оборудованными санями на тракторной тяге.

На месте посадки механики осматривают самолёт, изучают пути подхода к нему, изыскивают подручные материалы, необходимые для под'ема машины и погрузки её. В нашей практике установился такой метод работы. При повреждённых шасси самолёт освобождается от боеприпасов, далее снимается воздушный винт и после этого с помощью домкратов или подручного материала поднимается на кузов автомашины. Отнятые плоскости, стабилизатор и мотор обычно грузятся на одну машину, фюзеляж – на другую.

Часто, случается, что поврежденный самолёт садится на фюзеляж, но шасси оказываются вполне исправными. Транспортировка самолетов на выпущенных шасси значительно облегчается. Если в распоряжении механиков имеются домкраты, под'ём самолётов производится с их помощью. В противном случае необходимо самолёт подкопать, чтобы выпустить шасси и выкатить его на своих колесах.

После того как отделены плоскости и стабилизатор, – хвостовая часть самолёта устанавливается в кузов автомашины в специальное гнездо (для этого обычно приспосабливается автомобильный скат). Плоскости устанавливаются на центроплан на прокладки из сена или соломы консольными частями к мотору. Пространство между плоскостями и фюзеляжем также необходимо заполнить прокладками, чтобы не вызвать поломок или деформаций.

При отсутствии домкратов или подручных материалов для под'ема самолётов эвакуационным командам приходится иногда подкапывать грунт, чтобы подвести кузов автомашины под фюзеляж. Уже после того, как самолёт вывезен на ровную площадку, производятся все операции по подготовке к эвакуации.

Под'ем повременного самолёта на тракторные сани и крепление его _ – несложное дело. Здесь также иной раз при неисправных шасси бывает необходимо поднять машину и подвести сани под фюзеляж.

Вооружение самолёта в плоскостях при транспортировке необходимо всегда снимать и консервировать. Габариты груза и условия дороги обязывают водителя и специалистов команды быть особенно осторожными.

Старший техник-лейтенант И. Коваль.

Действующая армия.