Демидов

Захаров Петр Владимирович

Киреев Александр Иванович

Мишенков Николай Иванович

Непокрытов Александр Васильевич

Савинов Владимир Филиппович

Цагойко Николай Васильевич

Леров Леонид Моисеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

312 шап, 523, 122 и 188 иап

Л. Леров 
// Сталинский сокол 26.03.1943

На Смоленщине

Летчики Западного фронта живут одной думой – помешать врагу спасти от ударов наступающей Красной Армии технику, живую силу. Немец, выбитый из села пехотинцами, тотчас же получает дополнительный удар с воздуха на дороге своего отступления. Решающую роль здесь играют штурмовики.

На два километра растянулась колонна отступавших немцев, выбитых из одной деревни. Группа штурмовиков во главе с капитаном Киреевым нагнала ее в пути. Киреев сразу же принял верное решение: он атаковал голову колонны. Загорелось несколько первых машин. На дороге образовалась пробка. Наступило замешательство. Тогда лётчики, снизившись, обрушились всей мощью своих бомб и огня на вражескую колонну. Они сделали три захода – пока не иссякли боеприпасы. Так штурмовики разгромили одну из отступавших немецких колонн.

Враг обрушивается на штурмовиков огнём зениток и истребителей. Но не сломить немцу стойкости советского лётчика! В машину комсомольца Захарова попал снаряд вражеской зенитки и сильно повредил центроплан. Осколки снаряда попали и в кабину. Но огонь с землю не ослабил огня с воздуха. Захаров перевёл израненную машину в пике, и бомбы полетели на немцев. Ценой огромного напряжения лётчику удалось вывести из пике с трудом управляемую машину. Он выравнял её почти у самой земли.

На обратном пути на «ИЛ-2» налетели «Мессеры». Легко представить положение Захарова, когда ему на подбитой машине пришлось отбиваться от нападок немецких истребителей. И всё же Захаров отбился. Он перетянул через линию фронта и только здесь, когда начал гореть мотор, посадил свою машину в поле, сдал её под охрану и вернулся на свой аэродром.

Тактика нашей штурмовой авиации строится так, чтобы держать под воздействием основные дороги отступления немцев. «ИЛ'ы» непрерывно с утра до вечера контролируют дороги с воздуха.

Одновременно штурмовая авиация оказывает помощь наземным войскам в захвате опорных вражеских пунктов. По заявке наземного командования группа «ИЛ'ов» во главе со старшим лейтенантом Демидовым вылетела на штурмовку немецких укреплений. Пикируя с высоты 1.200 м., «ИЛ'ы» сбросили десятки бомб на укрепления и огневые позиции немцев. Вслед за ударом с воздуха последовал удар на земле. В атаку ринулась пехота. Воины Западного фронта овладели ещё одним опорным пунктом.

В воздухе сейчас не ощущается особой активности немцев. Но каждая их попытка дать бой советским лётчикам кончается бесславно. За последние дни над смоленской землей разыгралось несколько воздушных боёв. Немцы сосредоточили на этом участке фронта большое количество своих новейших самолётов – «ФВ-190». Наши лётчики умело используют преимущество своих машин в вертикальном манёвре. Несколько дней назад капитан Цагонко и младший лейтенант Непокрытов сопровождали штурмовика на разведку. На пути им повстречались два «ФВ-190». Завязался воздушный бой. С первой же атаки капитан Цагонко, добившись преимущества в высоте, сбил одного немца. Вслед за этим Цагонко и Непокрытов обрушились на второго. Повреждённый, он ушёл на запад.

Немецкая авиация пытается сдержать натиск наших войск с помощью «Ю-87», но, как правило, над полем боя немцев неизменно встречают зоркие воздушные патрули. На-днях четвёрка истребителей разогнала целую стаю «Ю-87». Это было в полдень. На высоте 3.500 метров воздушный патруль во главе с лётчиком Мищенковым встретил десять «Ю-87», идущих под прикрытием «ФВ-190». Более чем тройное превосходство вражеских сил не испугало истребителей. Они разделились попарно. Мищенков и его ведомый стремительно врезались в строй бомбардировщиков и разогнали их. Один «Ю-87» загорелся и полетел вниз, остальные в панике сбросили бомбы куда попало и ушли. В это же время вторая пара навязала немцам бой на вертикали. Пилот Савинов незаметно зашёл в хвост одному из «ФВ-190». Немец попытался боевым разворотом уйти из атаки. Выбрав момент, Савинов с дистанции 30-50 м. дал длинную очередь. Вражеский самолёт повалился на плоскость и полетел вниз.

Лётчики, конечно, не могли услышать рукоплескания бойцов на земле. Только вернувшись на аэродром, они узнали о благодарности командования наземных войск. Это благодарила наступающая пехота, принесшая в эти дни весенний свет и радость ещё нескольким советским селам на Смоленщине.

Л. Леров.
Действующая армия.
(От наш. спец. корр. по телеграфу).