Ильюшин С. В.

Климов В. Я.

Лавочкин С. А.

Микулин А. А.

Поликарпов Н. Н.

Сухой П. О.

Туполев А. Н.

Швецов А. Д.

Яковлев А. С.

Бобров Николай Николаевич (автор)

Н. Бобров 
// Сталинский сокол 26.03.1943

Сталинские лауреаты

Авиация – это непрерывный прогресс технической мысли, человеческой фантазии. Молодая авиационная наука, как и древнейшая наука медицина – одна из самых беспокойных областей исследовательской работы. Моральная «старость» самолёта исчисляется буквально месяцами. То, что сегодня мировой рекорд, завтра – уже отсталость.

В суровые дни смертельной борьбы с врагом авиация играет огромную роль. Вот почему наш народ, прославляя знаменосцев передовой науки – лауреатов Сталинской премии, особенно горячо приветствует блестящую плеяду авиастроителей, удостоенных высокой награды.

В ходе войны, когда авиация стала одним из самых мощных средств борьбы, конструктора самолётостроения встретились с рядом трудностей. Жизнь потребовала не только повысить скорость, дальность и грузопод’ёмность самолётов, но и упростить управление ими, сохранить жизнь лётчика в бою, усилить живучесть машины и её огневую мощь. Все эти вопросы стали неотложными, жизненно-необходимыми, а решать их было нелегко.

Уже во время войны родились новые авиазаводы-гиганты в глубоком тылу страны, среди таёжных лесов Сибири, на Урале, в волжских степях. Многие опытные рабочие, техники ушли с оружием в руках защищать отчизну. К станкам, машинам, прессам, стапелям становились новые рабочие. Страна стала ощущать нужду и в строительных материалах. Авиаконструктору следовало думать о более лёгком и простом изготовлении машин с универсальным оборудованием и из недефицитных, но такой же прочности и надёжности.

Все эти трудности наши авиаконструктора творчески преодолевали блестяще. В неутомимом труде они модифицировали, упростили и одновременно создали новые боевые машины, огромную мощь которых уже испытали на своей шкуре фашистские захватчики.

Сегодня мы ещё раз с гордостью и любовью вспоминаем имена творцов крылатых машин.

Лауреат Сталинской премии С. В. Ильюшин в последний год неустанно трудится над усовершенствованием своего знаменитого штурмовика «ИЛ-2», на крыльях которого сталинские соколы несут врагу «черную смерть». Заботясь о безопасности лётчика-бойца, конструктор усилил броню, увеличил огневую мощь машины. Теперь не всякий фашистский стервятник посмеет приблизиться к советскому штурмовику, а если и посмеет, то рискует быть сбитым.

Очень любят советские лётчики дальней авиации и другую машину конструктора Ильюшина – бомбардировщик. Прекрасные лётно-тактические качества этого самолёта не раз вспоминали «недобрым словом» фрицы в своём глубоком тылу.

Ценным вкладом в вооружение Красной Армии является скоростная мощная машина другого талантливого конструктора П. О. Сухого.

Прекрасный, грозный для врага самолёт создал лауреат Сталинской премии А. Н. Туполев. Его машина бесспорно будет пользоваться любовью боевых лётчиков.

Чрезвычайно сложные и ответственные задачи стояли перед конструкторами самолётов истребительной авиации. Мы знаем, с какой настойчивостью противник совершенствует боевые качества своих истребителей. Советский конструктор не имел права отставать в своих творческих замыслах. Более того, его задача состояла в том, чтобы перегнать технику неприятеля. В этой области достигнуты серьёзные успехи.

Конструкторы обязаны были повысить «потолок» истребителей. Он не должен уступать «потолку» вражеского бомбардировщика. Конструктора обязаны были увеличить скорость истребителей, улучшить их маневренность. Инициатива в бою должна принадлежать советскому лётчику. Вооружение на наших истребителях должно быть не слабее, а сильнее вооружения истребителей и бомбардировщиков врага.

Со всеми этими сложными задачами отлично справились конструктора истребителей, Лауреаты Сталинской премии А. С. Яковлев, С. А. Лавочкин и Н. Н. Поликарпов. Они модифицировали, усовершенствовали существующие, создали новые скоростные, сильно вооружённые, маневренные и легкоуправляемые в бою истребители.

Велики достижения конструкторов советских авиамоторов. Авиапромышленность, в силу трудностей производственного процесса, медленно осваивали сложнейшие детали агрегатов мотора. Ныне мы можем с гордостью заявить, что в ходе войны усовершенствованы и вновь созданы замечательные авиамоторы, не уступающие по качеству лучшим образцам моторов, установленных на самолётах наших союзников и самолётах противника.

Это – плоды творчества талантливых конструкторов, лауреатов Сталинской премии, пионеров советского отечественного моторостроения А. А. Микулина, В. Я. Климова и А. Д. Швецова.

Из месяца в месяц они улучшали тактико-технические свойства моторов, увеличивали их мощность, «потолок», надёжность, добивались безотказности в работе и массового выпуска. Успеху творческого труда конструкторов способствовало то, что они чутко прислушивались к требованиям боевых лётчиков и фронтовых инженеров, пожелания которых нередко находили отражения в творческих замыслах.

Присуждение Сталинских премий лучшим представителям авиационной науки выражает признательность воинов Красной Армии, тем, кто своим творчеством даёт им сильное оружие для борьбы с ненавистным врагом.

Живёт, творит и воюет славная советская авиационная наука! Её успехи отражают героизм, волю, любовь к родине всего советского народа, борющегося за свободу и независимость. Вот почему мы верим, мы знаем, что недалеко то время, когда лучшие умы молодой советской авиационной науки и авиапромышленности сделают смелый скачок в будущее, дадут ясное, простое решение своим конструкторским замыслам. Они создают самолёты со скоростями, приближающимися к скорости звука, самолёты, еще более вооруженные, полностью защищённые от вражеского огня, ещё более грозные и сокрушительные для врагов.

Н. Бобров.