Герои публикации:

Иванов

Блохин Т. (автор)

Подполковник Т. Блохин 
// Сталинский сокол 26.03.1943

Весенние дни на аэродромах

Идёт вторая военная весна. Второй раз нам приходится испытывать эту предвесеннюю тревогу за свои аэродромы в период распутицы. И сейчас мы стараемся, учтя все ошибки прошлой весны, использовать накопленный опыт.

Чему научили нас весна 1942 года? В подготовке аэродромов решающее значение имеет уборка снега. Успех бесперебойной работы зависит от того, насколько своевременно будет убран снег с аэродрома и лётное поле начнёт просыхать. Второе условие – это правильный выбор лётных полос. Необходимо чтобы лётная полоса была расположена на возвышенности, где она быстрее просохнет, и имела уклон для стока вод.

Этот опыт прошлого года мы учли в работе по подготовке аэродромов к весне. Ещё летом прошлого года на основных своих аэродромах мы начали строить упрощённые грунтово-гравийные и щебёночные взлетно-посадочные полосы. Строили мы эти полосы капитально. Они имеют надёжную систему дренажа. Широко разветвлённая сеть дренажных труб создавалась по способу так называемого рыбьего скелета. Система дренажа значительно повышает надёжность полос.

Впервые в этом году взлётно-посадочным полосам были приданы предельно допустимые продольные и поперечные уклоны. Стандартного решения этой задачи, конечно, быть не могло. В каждом отдельном случае приходилось решать, какой уклон можно придать полосе без ущерба для взлёта и посадки самолётов. Материал покрытия полос был подвергнут тщательному лабораторному исследованию. Наши специалисты особо критически подходили к подбору грунта и щебня, чтобы полосы служили не только один сезон, а многие годы.

Таким образом, же к осени 1942 г. на основных наших аэродромах были оборудованы взлётно-посадочные полосы. Более того, в отличие от прошлой весны мы наряду с полосами имеем специальные рулёжные дорожки, места для стоянки самолётов, а на некоторых аэродромах подготовлены под'ездные пути.

Большое внимание уделено водостокам. Самая лучшая полоса может оказаться негодной, если заранее не будут приняты меры для стока воды. И в своих технических указаниях и на специальных сборах работников БАО мы всё время напоминали командирам инженерно-аэродромных служб о водостоках. Сейчас на каждом аэродроме выделена специальная команда, которая будет заниматься отводом вод в период весеннего снеготаяния. Первейшая задача этой команды – отвод талых вод с самых полос. Дело в том, что, как бы идеально не была построена полоса, на ней всё равно образуются так называемые мелкие застойные «блюдца». Вода может разрушить всю полосу. Чтобы избежать этого, мы порекомендовали систему микроканавок на самой полосе (отрываются мелкие бороздки, по которым вода отводится в низкие места). Это чрезвычайно кропотливая, но очень важная работа, которая решает успех эксплоатации взлётно-посадочной полосы.

В прошлом году, как правило, создавались две полосы: одна очищалась от снега, другая же до последнего дня была покрыта снегом, причём применялись всевозможные меры, чтобы снег на этой второй полосе сохранялся как можно дольше. Была предпринята попытка задержать снеготаяние искусственно с помощью теплоизолятора из опилок или соломы. Но эта мера себя не оправдала, сумма затрачиваемых средств никак не соответствует эффекту такой теплоизоляции; к тому же на полосе образовывались неровности.

В этом году мы решили не прибегать к теплоизолятору, а ограничиться обычной укаткой снега.

Ещё осенью прошлого года, разрабатывая план подготовки наших аэродромах к весне, мы задумались над таким вопросом: что делать если весной или в конце зимы в результате наступления наших войск мы получим новые аэродромы, на которых хозяйничали немцы и где, конечно, никаких полос не будет? Как весной обеспечить работу авиации с этих аэродромов? Наши инженеры предложили конструкцию специальных щитов для сборно-разборных деревянных взлётно-посадочных полос. Испытания конструкции дали хорошие результаты. Сейчас часть таких щитов нами уже изготовлена. За несколько дней с их помощью можно оборудовать взлётно-посадочную полосу.

Так мы решаем задачу подготовки на аэродромах весенних полос.

По-иному решалась на наших аэродромах другая задача, связанная с весной: очистка летною поля, от снега. Зимой мы не укатывали снег, а вывозили его за пределы лётного поля. Таким образом будущие (взлётно-посадочные полосы уже заранее (хотя и не полностью) очищались от снежного покрова. На пологих оставался лишь слой в 8 см. Это делалось для маскировки, а также для предохранения полосы от промерзания. Сейчас полосы уже совершенно очищены.

Для очистки лётных полей от снега были сконструированы специальные скребки на тяге трактора. Они представляют собой деревянный забор с двумя выступами на краях. Эти же выступы играют роль полозьев. Скребок прицепляется к трактору. Снимая снег, скребок волочит его за пределы лётного поля. Это приспособление позволяет в течение 4-6 часов освобождать аэродромы от снега.

Но было бы ошибочно рассчитывать на то, что нам удастся оборудовать полосы на всех аэродромах. Мы имеем ряд грунтовых аэродромов, на которых лётных полос нет, и сейчас нас более всего беспокоят именно эти аэродромы. На этих площадках решающее значение имеют опять-таки водоотводы. Здесь очень важно правильно выбрать естественную полосу и хорошо изолироватъ её от притока поверхностных вод, чтобы во время таяния вода не задерживалась на полосе. Эту задачу хорошо решили в БАО, где командиром тов. Иванов. Там отлично продумали и выполнили всю систему водоотвода от естественной полосы. Ещё осенью прошлого года завезли гравий, песок и уложили всё это в наиболее опасных при снеготаяния местах.

Близятся дни, когда начнётся таяние снега на аэродромах. Всё, сделанное нами осенью и зимой, всё, что делается сейчас на лётных полях, даёт нам основание полагать, что весна не остановит работу авиации. Войска нашего фронта продолжают наступление. Им оказывает большую помощь авиация. Работники тылов должны сделать всё, чтобы весенняя распутица не помешала боевым вылетам, чтобы и весной аэродромы ни на час не выходили из строя.

Подполковник Т. Блохин.
Западный фронт.