Зайцев

Кальчик Александр Степанович

Плохов

Белоусов Владимир Игнатьевич (автор)

* * *

Принадлежность:

41 шап

Герой Советского Союза гвардии подполковник В. Белоусов 
// Сталинский сокол 26.03.1943

Практически осваивать боевой опыт

Война обогатила наши лётные кадры ценнейшим боевым опытом. В боях непрерывно совершенствуется тактика воздушных сил. Возрастает значение авиации в общевойсковых операциях, повышается качество её ударов.

Мы остановимся здесь на исключительно ценном опыте работы штурмовиков. Практика показывает, что эффективность боевого применения «ИЛ-2» несравненно выше в тех частях штурмовой авиации, где командиры и весь лётный состав глубоко изучают опыт войны, анализируют свои достижения и отдельные ошибки, а выполняя боевые задачи, учитывают конкретную обстановку и действуют инициативно.

На одном из участков фронта широкой известностью пользуются штурмовики Н-ской части. Здесь летчики воюют расчётливо и умно в полном смысле этого слова. Творчески подходя к решению каждой боевой задачи, они ищут новых способов, путей повышения качества налётов, в то же время опираясь в своих действиях на накопленный опыт.

Вот некоторые, весьма характерные примеры боевого творчества и работе.

Группа «ИЛ'ов» под командованием майора Плохова имела задачу подвергнуть цель штурмовой атаке. Однако лётчикам не удалось обнаружить цель в указанном районе. Командир решил перенацелить свою группу и нанести бомбардировочный удар по ближней крупной железнодорожной станции.

Решение командира использовать «ИЛ-2» по новой цели в качестве бомбардировщика наиболее соответствовало обстановке.

Имея в группе надёжную радиосвязь, ведущий передал экипажам новую задачу, выделив при этом несколько самолётов для подавления огня зенитной артиллерии и специально для прикрытия бомбардировочной группы. Это было необходимо для того, что все подходы к цели – открытые, а район станции прикрывали средства ПВО – сильная группировка ЗА и истребители. На маршруте лётчики сумели набрать нужную высоту и удачно выйти на цель. Штурмовики успешно выполнили задание, бомбами подорвали на станции несколько составов с боеприпасами и горючим. Правильно построенный боевой порядок при хорошей слётанности позволил штурмовикам произвести противозенитный маневр и отразил атаки вражеских истребителей.

Можно сослаться еще на один пример, когда «ИЛ-2», ведомые майором Лысенко, по условиям погоды не смогли действовать в качестве бомбардировщиков и переключились на штурмовку. Командир связался с наземной радиостанцией, находящейся в боевых порядках наступающих войск, и получил новую цель. Перестроив соответственно порядок, группа отлично выполнила полученную по радио боевую задачу.

Лётный состав части, зная тактические свойства своей машины, стремится использовать их на практике. Речь идёт о возможностях штурмовика вести воздушный бой с истребителями. Бой может возникнуть при разных обстоятельствах и иной раз при далеко неравном соотношении сил, но если летчик прочно усвоил способы самообороны и нападения, знает тактику врага и умеет её быстро распознать, то будет вести бой так, как выгоднее в данной обстановка.

Однажды пять «ИЛ'ов», возглавляемые майором Плоховым, при выполнении задачи по штурмовке вражеской автоколонны были атакованы истребителями. Немцы имели численное превосходство. Кроме того, морозная дымка, ограниченная видимость, позволила противнику скрытно подойти и напасть внезапно.

«Мессершмитты» стремились расколоть пятёрку, оттянуть в сторону пару прикрывающих штурмовиков. Но командир, во-время разгадав намерения противника, сманеврировал и соединил группу в общий строй, передав летчикам по радио команду: «Принять бой». Сам же майор Плохов, выбрав удачный момент, дерзко атаковал противника и на встречных курсах сбил два «Ме-109»; третьего вражеского истребителя уничтожил его стрелок.

Штурмовики не стали в оборонительный круг, который, несомненно, ограничил бы свободу манёвра, а приняли боевой порядок «змейкой». Благодаря этому все лётчики видели и прикрывали друг друга, не упускали из виду противника и держали его на солидной дистанции. Понося потери, немцы не добились в бою с «ИЛ'ами» никаких результатов и прекратили атаки.

На опыте проведённых боёв учатся в части и молодые лётчики. Квалифицированные разборы воздушных боёв, беседы старых лётчиков, серьёзная, повседневная учёба дают свои плоды. И когда при выполнении заданий пилоты попадают в сложную обстановку, они действуют уже рассчитано и уверенно.

Так случилось недавно с молодым лётчиком Кальчиком в первом его боевом вылете. По неопытности он над целью оторвался от группы и был атакован двумя истребителями «Фокке-Вульф-190». Что мог сделать один молодой штурмовик против двух истребителей? Но лётчик, хорошо владея техникой пилотирования, верил в свою машину. Он знал, как умело использовали её мощное вооружение его старшие товарищи, и последовал их примеру. В маневренном бою над расположением наших наземных войск Кальчик сбил обоих «Фокке-Вульфов», летчики которых были взяты в плен.

Такие факты – а их немало в части – показывают, что боевые задачи здесь выполняются не формально, а творчески, со знанием дела. Вот почему каждый боевой вылет штурмовиков, в какой бы обстановке он ни проходил, всегда приносит успех.

Казалось бы, так должно быть во всех частях. Но не везде ещё уделяется должное внимание освоению боевого опыта, и в результате этого страдает качество боевой работы, не используются все возможности «ИЛ-2». Приведем некоторые факты.

Нельзя не сказать о роле штабов в распространении передового опыта. Их первоочередная задача состоит в том, чтобы обеспечивать необходимыми данными боевой вылет, развивать у лётчиков инициативу, подсказывать им правильное решение боевых задач. Но не всегда так бывает.

Получив задание, группа штурмовиков подразделения тов. Зайцева не имела исчерпывающих данных о наземной обстановке, связь с радиостанцией наземных войск отсутствовала. Группа всё же пришла в район указанной цели, но действовала неуверенно, слишком осторожно – из боязни поразить свои части. Будь у штурмовиков все данные о характере цели, расположении своих войск, результаты их атак, несомненно, были бы иными.

Налёты «охотников» следует организовать так, чтобы не была связана инициатива лётчика. Штаб части должен познакомить экипажи лишь с характером цели, помочь изучить им район действий. А выбор цели для удара, маршрут и высоту полёта, а также время вылета и приёмы «охотник» выбирает сам. Штаб может указать запасную, стационарную цель, не ограничивая лётчика рамками задания. Поэтому лётчик и называется «охотником», так как он, как правило, действует по собственной инициативе. Когда же штаб детализирует до мелочей боевую задачу, подчас не зная, какой будет обстановка, полет «охотника» превращается в обычный боевой вылет.

Боевое применение «ИЛ-2» весьма многообразно. В ходе боёв штурмовые части непрерывно совершенствуют тактику применения своего самолёта. Задача состоит в том, чтобы опыт работы «ИЛ-2» использовать в боевой практике всех фронтовых частей и на этом опыте учить молодые лётные кадры.

Герой Советского Союза гвардии подполковник В. Белоусов.
Действующая армия.