Бебенин Игорь Куприянович

Парменов Николай Афанасьевич

Собаченко Григорий Тимофеевич

Солонин

Забабурин Василий Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

67 иап

Майор В. Забабурин 

Радиосвязь в истребительной авиации
// Сталинский сокол 01.04.1942

(Из боевого опыта авиачасти)

Радио по сравнению с другими средствами связи обладает многими преимуществами, очень важными для авиации. Непрерывность, гибкость управления самолетами с земли может быть достигнута только по радио.

Особенно важную роль играет этот вид связи в истребительной авиации. Правда, здесь применяются различные условные сигналы, но они могут быть использованы только в пределах видимости самолетов с командного пункта. Тогда же, когда самолеты уходят из поля зрения, сигналы становятся бесполезными. Да и кроме того, командир не всегда может полностью выразить и передать свое решение при помощи условных знаков. Используя же радио, он при любых условиях быстро и четко ставит задачу подчиненным, независимо от того, близко или далеко находятся самолеты.

Сплошь и рядом случается, что по ходу боя нужно немедленно поставить новую задачу самолетам, находящимся в воздухе. Тут уже никакими средствами связи, кроме радио, цели не достигнешь.

Огромное значение имеет радиосвязь между самолетами. Эволюции, при помощи которых ведущий управляет ведомыми, не всегда удобны и даже возможны. Чтобы дать знак ведомым, нужно выйти вперед; для этого требуется время, нарушается строй. А в воздушном бою иногда секунды решают успех. Кроме этого, ведомый не всегда может заметить сигналы ведущего, полностью и правильно их понять. Наилучшим, наиболее оперативным и надежным средством связи между самолетами в воздухе является радио, и каждый летчик-истребитель должен умело использовать его.

У нас радиосвязь заняла прочное место в боевой деятельности. На подготовку летчиков мы не выделяли специального времени. В свободные от полетов часы летчики тренировались в приеме и передаче. Находясь в кабинах своих машин, они учились настройке. Следует отметить, что наши рации настолько просты, что овладеть настройкой не составляет большого труда. После того как летный состав был подготовлен на земле, мы начали тренироваться во время выполнения боевого задания в налаживании связи между землей и воздухом. Затем перешли к последующему этапу – связи между самолетами, причем сначала она была установлена между командирами эскадрилий и их заместителями, затем между командирами эскадрилий и командирами звеньев и, наконец, между командирами звеньев и экипажами.

Таким образов, все наши летчики научились пользоваться радио во всех видах воздушного боя, и это очень помогает им в боевой работе.

Теперь, например, при под’еме дежурного звена в воздух мы не ставим задачи на земле. Поднимаем самолеты по команде «воздух», которую передаем ракетами или по телефону, а цели летчики патрулирующих самолетов получают по радио, уже находясь в воздухе. Этим достигается быстрота под’ема самолетов. Раньше цель сообщалась по телефону, и на это уходило очень много времени, особенно тогда, когда нужно было выслать на боевое задание несколько групп и из разных точек.

О том, насколько гибка радиосвязь и какое значение она имеет в управлении, свидетельствуют многочисленные примеры.

Звено старшего лейтенанта Парменова поднялось в воздух и получило задачу перехватить вражеские самолеты в одном пункте. Вскоре противник пошел в другом направлении. Об этом немедленно было передано по радио. Наше звено, быстро изменив курс, преградило путь фашистским хищникам. Подобных случаев наведения самолетов на цель у нас было очень много.

В другом воздушном бою на старшего лейтенанта Парменова напали три фашистских истребителя. Он немедленно сообщил об этом своим истребителям. Через несколько минут к нему на помощь прилетел старший лейтенант Собаченко, и враг позорно бежал с поля боя.

Вражеские летчики прибегают к различным уловкам. Они налетают из-за облаков, пытаются атаковать с тыла. И здесь радио-связь оказывает незаменимую услугу. Однажды ведомый лейтенант Бебенин заметил группу вражеских истребителей, которые намеревались атаковать наши самолеты с хвоста. Тов. Бебенин немедленно сообщил об этом ведущему лейтенанту Солонину. Группа моментально перестроила боевой порядок и устремилась навстречу врагу, который скрылся в облаках.

Овладев радиосвязью, мы добились не только гибкого управления, но и рационального использования сил в воздушном бою. Раньше, например, завидев одиночный самолет противника, на него бросалась в атаку вся группа. А сейчас совсем другое. При помощи радио на атаку таких самолетов выделяются один-два летчика, а остальные продолжают выполнять основную боевую задачу.

Можно привести еще ряд примеров, говорящих о той огромной роли, которую играет радиосвязь в боевых действиях истребительной авиации.

В заключение хочу остановиться еще на одном проблемном вопросе. Для более оперативного использования истребителей при патрулировании их над наземными войсками необходимо в районе расположения войск иметь радиостанцию. С земли легче наблюдать за воздушным противником и при обнаружении немедленно наводить на него истребителей. Для этого желательно было бы закрепить за истребительными полками определенные наземные соединения для прикрытия, куда летная часть высылала бы своего делегата связи с рацией. Это мероприятие удобно тем, что все радиостанции самолетов всегда настроены на свою рацию, каждый летчик знает, на каком градусе он слышит землю, и ему легче поддерживать связь. Кроме этого, команды с земли должны быть даны так, чтобы летчик мог быстро воспринять их, а командира из своего штаба понять легче всего. Этот же довод выдвигает необходимость ввести в штабам истребительных частей наземную радиостанцию с штатом радистов.

Конечно, это не значит, что можно отказаться от таких способов, как эволюция, ракеты, стрелы целеуказания. Каждый штаб, организуя боевую работу, должен сочетать все средства связи для управления боем.

Майор В. Забабурин.