Герои публикации:

Латышев А. (автор)

Подполковник А. Латышев 

Взаимодействие различных родов авиации
// Сталинский сокол 03.04.1942

При организации взаимодействия бомбардировщиков с истребителями необходимо учитывать ряд серьезных моментов, влияющих на выполнение боевого задания.

Очень важно, чтобы ведущий группы и его заместители умели производить штурманские расчеты.

Группа должна выбирать высоту полета, трудно определяемую прицельными приборами противника с земли.

Боевой курс должен быть избран так, чтобы в первые моменты удалось деморализовать зенитные средства и задержать вызов истребительной авиации противника. Наиболее эффективны действия бомбардировщиков бывают тогда, когда атака производится с тыла противника.

Следует обязательно установить точное время нападения на данный об’ект. Это необходимо для того, чтобы четко организовать взаимодействие с истребителями. Встреча с бомбардировщиками может произойти над аэродромом истребителей, которые взлетают в момент прохода бомбардировщиков, пристраиваются к группе и прикрывают ее до цели и обратно. Иногда встреча организуется иначе: истребители самостоятельно приходят в район цели и, находясь над об’ектом или несколько в стороне, вызывают на себя действие ЗА противника и его истребителей.

Большой успех имели бомбардировщики тогда, когда истребители за несколько минут до их прихода атаковали зенитные средства и подавили их на некоторое время. Для атаки истребителями ЗА противника желательно применять снаряды и расстреливать ее из пушек. Разбежавшийся орудийный расчет, частично подавленные истребителями огневые точки дают возможность бомбардировщикам прицельно сбросить бомбы. Если это группа пикирующих бомбардировщиков, то бомбардировать следует одиночными самолетами, что дает большой эффект; каждый самолет в группе выбирает себе прицельную точку и сбрасывает бомбы.

Полезно отметить, что пикирующие бомбардировщики противника над целью становятся в круг и по одиночке пикируют на избранный об’ект. Вражеские истребители в этот момент ходят по большому кругу и расстреливают зенитные точки из пулеметов.

Сопровождение бомбардировщиков от цели не обязательно, но необходимо иметь звено для отсекания разведчика противника, выслеживающего место посадки наших самолетов. Однако нельзя допускать и преждевременного ухода взаимодействующей группы истребителей, которая иной раз, продемонстрировав свою скорость над об’ектом, уходит, и бомбардировщики остаются без защиты.

При организации взаимодействия штурмовиков и истребителей следует иметь в виду следующие моменты.

Иногда штурмовики не находят об'екта атаки. Для вывода их на цель необходим лидер, отлично подготовленный в штурманском отношении.

Задача истребителей – в первую очередь подавить зенитные средства в районе об'екта. Это дает возможность штурмовикам произвести несколько заходов на цель. Сами истребители после подавления вражеских зенитных средств также атакуют об’ект.

Некоторые недостатки в работе могут даже хорошо продуманный план взаимодействия превратить в пустую бумажку. Так, большой помехой является недостаточная штурманская подготовка экипажей и особенно штурмовиков. Если экипажи плохо знают район действия, не изучают по карте крупного масштаба характерные особенности местности, то рассчитывать на успех трудно.

Случается, что группа штурмовиков и группа истребителей приходят в район атакуемого об'екта не в одно время, а иногда истребители и штурмовики часть маршрута идут к цели вместе, но потом теряют друг друга и действуют разрозненно в районе цели, а иногда и совершенно по разным целям.

Наши истребители подчас неэкономно расходуют боеприпасы и на обратном курсе не имеют возможности атаковать встретившиеся самолеты противника.

Ликвидация всех этих недочетов сделает совместные боевые вылеты различных типов самолетов более эффективными.

Подполковник А. Латышев.