Михайлов Владимир Александрович

Осадчий Константин Михайлович

Пляшечник Яков Иванович

Пятибратов Леонид Михайлович

Чудновский Анатолий Леонидович

Юсупов

Бурчак Степан Константинович (автор)

* * *

Принадлежность:

1 тбап

Младший политрук С. Бурчак 

Хладнокровие и самоотверженность
// Сталинский сокол 03.04.1942

Перед экипажем была поставлена сложная задача: ночью сбросить боеприпасы в расположение нашей части, действующей в тылу противника.

Штурман-орденоносец Михайлов точно вывел самолет на цель. На последнем заходе машина была атакована двумя «Ме-110». Стрелки открыли активный огонь, но вражеские истребители, пользуясь численным преимуществом, сильно обстреливали наш тяжелый самолет. Вражеская пуля сразила стрелка Юсупова, тяжело ранила техника Пятибратова. Загорелся один бензобак, затем второй. Отказал в работе правый мотор. Воентехник Чудновский, доложив командиру, выключил мотор, чтобы спасти его от огня. Из пробитой бензотрубки в кабину техника фонтаном бил бензин.

Положение стало тяжелым. Угрожало воспламенение всего самолета. По задание должно было быть выполнено до конца. И командир экипажа орденоносец Пляшечник решил не уходить от цели. Стрелок Осадчий выпускал одну очередь за другой по атакующему противнику. Штурман Михайлов был занят сбрасыванием.

Ценою огромных усилий экипажу удалось закончить выполнение задания. Освободившись, штурман присоединился к технику Чудновскому, который старался приостановить сильную течь горючего. Тотчас же техник, пренебрегая огнем с вражеских самолетов, бросился тушить горящие баки. Даже тяжело раненый в ногу и руку Пятибратов, превозмогая сильную боль, приполз в кабину обслуживания моторов, чтобы следить за их работой.

Можно возвращаться домой. Командир повел самолет с одним выключенным мотором на высоте 200–300 м. Истребители, отказавшись от преследования, ушли. Экипаж вздохнул свободно. Оказали первую помощь раненому. Чудновский с Михайловым ремонтировали разбитую бензотрубку. Надо было беречь бензин, чтобы хватило до своей территории. Благодаря скольжению самолета потухло пламя во втором баке.

Линия фронта осталась позади. Но и горючее было на исходе. Самолет приземлился на одном из наших аэродромов. Тотчас же опять воспламенился бак. Огнетушителями и снегом пожар был ликвидирован. После необходимого ремонта самолет перелетел на свой аэродром.

Самообладание и слаженность экипажа, в котором каждый сознавал стою ответственность и действовал самоотверженно, спасли дорогостоящую машину.

Младший политрук С. Бурчак.