Герои публикации:

Годунов

Мирный А. (автор)

Майор А. Мирный 

Встреча бомбардировщиков с истребителями
// Сталинский сокол 05.04.1942

Встреча бомбардировщиков с истребителями является одним из элементов их взаимодействия. Организация ее начинается с отдачи распоряжения вышестоящим штабом. Чем больше времени остается на подготовку, тем лучше можно организовать встречу. Поэтому так важно заблаговременно получить приказ, в котором должны быть указаны время и место встречи, высота и строй бомбардировщиков.

Лучший способ увязки всех вопросов взаимодействия – личное общение представителей бомбардировщиков и истребителей. Можно использовать и телеграфную связь, но при условии, если она работает бесперебойно.

Точкой встречи чаще всего является аэродром истребителей. Другие места встречи, находящиеся в 20—30 км от аэродрома базирования, неудобны тем, что прибыли туда как бомбардировщиков, так и истребителей требует исключительно точного расчета времени и полета на строго заданной высоте, а это в условиях войны не всегда возможно. Кроме того, такая точка встречи требует увеличения расхода горючего истребителей, а стало быть, уменьшает радиус их действия, сокращает возможность ведения воздушного боя.

Для бомбардировщиков очень ответственным отрезкам маршрута является полет от места взлета до аэродрома истребителей, так как здесь они летят без прикрытия истребителей. Чтобы не быть застигнутыми врасплох и не понести потерь, экипажи должны проявлять не меньшее внимание, чем при перелете линии фронта и при действиях на территории противника. Строй рекомендуется сомкнутый. Наблюдать за воздухом обязаны все члены экипажа, а стрелки должны быть готовы в любой момент открыть организованный огонь. Так, например, семь бомбардировщиков одной части летели к месту встречи с истребителями. На полпути их атаковали пять «Ме-109». Стрелки тотчас же открыли сильный огонь по фашистам.

В результате один истребитель противника загорелся, а остальные ушли на свою территорию.

Для того, чтобы истребители знали, когда им надо вылетать для сопровождения бомбардировщиков, нужно установить условия встречи. Можно договориться о том, что знаком служат установленный строй (клин, пеленг, ромб), определенная высота, на которой должны подойти бомбардировщики, и время встречи. Может быть дан сигнал и ракетой, но его не всегда удается заметить с земли.

При наличии этих сигналов истребителю взлетают, собираются в воздухе и занимают свое место в строю. Чтобы встреча произошла правильно, от бомбардировщиков требуется строжайшая дисциплина во времени и в воздушном режиме. После того, как бомбардировщики подошли к аэродрому истребителей, они должны стать в круг и ходить сомкнутым строем, пока, истребители взлетят и пристроится к ним. Если позволяет метеообстановка, высота, подхода бомбардировщиков должна быть не очень большой с тем, чтобы сократить время набора ее истребителями.

Ожидание бомбардировщиков над точкой встречи – также весьма ответственный момент, так как истребительные части, как правило, базируются вблизи линии фронта, где всегда может подстерегать воздушный противник. Поэтому встречу надо организовать так, чтобы самолеты находились над аэродромом минимальное время. Внимание экипажей и готовность стрелков к открытию огня должны быть в этот момент наиболее высокими. Опыт показывает, что противник часто пытается использовать время сбора наших самолетов для нападения. Расскажем для примера о 9 бомбардировщиках подразделения тов. Годунова. Когда они прибыли на аэродром для встречи с истребителями и стали в круг, поджидавшие 8 «Ме-109» внезапно атаковали их. Но стрелки не дремали и немедленно открыли огонь. Завязался воздушный бой, в результате которого был сбит один «Ме-109», а когда взлетели наши истребители, то «Мессершмитты» не выдержали и поспешно ушли. С нашей стороны потерь не было.

Для того, чтобы защитить бомбардировщиков от нападения, перед их прибытием следует привести в боевую готовность всю систему ПВО. За 5–7 минут до встречи нужно поднять в воздух 2–3 истребителя. Такая организация обеспечивает относительную безопасность, если далее встреча происходит в непосредственной близости от линии фронта. Помнится случай, когда 9 бомбардировщиков Н-ской части прилетели на аэродром для встречи с истребителями. За 5 минут до их прибытия взлетели три истребителя, которые патрулировали на высоте 600 метров. Тотчас же после появления над аэродромом бомбардировщиков, их атаковали 6 истребителей противника. Но находившееся выше звено наших истребителей, внезапно налетев на противника, быстро подожгло два его самолета. Один из них горящим упал вблизи аэродрома, а второй, об’ятый пламенем, со снижением ушел на свою территорию. Оставшаяся четверка «Ме-109» вступила в бой со звеном наших истребителей. Бой продолжался недолго. Враги не выдержали, вышли из боя и улетели, сопровождаемые огнем. Тем временем поднялась девятка истребителей, пристроилась к бомбардировщикам, и вся группа полетела громить фашистов.

Опыт боевых действий подтвердил, что правильная организация встречи бомбардировщиков с истребителями зависит от тщательной подготовки к ней, а дисциплина установленного режима обеспечивает точное и эффективное взаимодействие.

Майор А. Мирный.
Южный фронт.