Бережной Евгений Григорьевич

Верхоланцев Валерий Александрович

Гусев Алексей Петрович

Красиков Николай Ксенофонтович

Лагода Николай Максимович

Плахов Иван Ефимович

Чеченко Михаил Никитович (автор)

* * *

Принадлежность:

209 ббап

Капитан М. Чеченко 

Штурманская служба в сложных условиях
// Сталинский сокол 10.04.1942

Зима на нашем участке фронта отличалась особенно неустойчивой погодой. Большинство операций бомбардировщики проводили при оплошной и довольно низкой облачности, в тумане и снегопадах. Ориентировка усложнялась еще тем, что экипажи зачастую действовали по целям, не обозначенным даже на картах крупного масштаба. В сложных метеорологических условиях приходится оперировать и сейчас, когда яркие, солнечные весенние дни сменяются пасмурной, туманной погодой. Весной сильно меняется ландшафт. Белые снежные пятна перемежаются с бурыми пятнами степей, лесов, что сильно затрудняет ориентировку.

Несмотря на эти неприятные обстоятельства, летные экипажи умело выполняют боевые задания. Погода перестала быть помехой, она превратилась во многих случаях в надежного помощника, а облачность стала хорошим средством маскировки.

В этом прежде всего заслуга наших штурманов, в совершенстве овладевших техникой самолетовождения и освоивших способы ориентировки.

Боевая практика убедила, что наши методы обучения молодых штурманов искусству самолетовождения в сложных условиях были правильными. Люди совершенствовались и закалялись в боях, учились на своих ошибках, которые встречались на первых порах. В итоге мы можем сказать, что наши штурманы прочно усвоили свою науку.

О чем говорит наш опыт?

Прежде всего нельзя пренебрегать наземной подготовкой, нельзя и упрощать ее. Подготовка включает в себя детальное изучение района действий. Штурману да и летчику необходимо знать характерные опорные и линейные ориентиры – реки, станции, конфигурацию населенных пунктов. Материалом служат карты пятикилометрового и километрового масштаба. Без этого нельзя точно придти к цели и вовремя обнаружить ее. А при выполнении боевого задания самая сложная задача – нахождение цели. Здесь также во многом помогает карта крупного масштаба. На ней можно изучить не только ориентиры, но и все пути подхода.

Прокладывание маршрута и полные расчеты обязательны при любых обстоятельствах для любого полета, причем расчеты будут надежнее, если их производить не по отношению к самой цели, а до ближайшего контрольного ориентира, достаточно известного.

Уместно разобрать весьма поучительный случай потери ориентировки, имевший у нас место и явившийся следствием того, что был ослаблен контроль маршрута.

Метеообстановка позволяла действовать только одиночными экипажами. Несмотря на ограниченную видимость, штурман Бережной вывел машину точно на цель и удачно поразил ее. После бомбометания зашли в облака. Но штурман не заметил, как прошли линейный ориентир, во-время не засек его и в результате потерял детальную ориентировку, восстановить которую уже не мог. С огромным трудом экипаж опознал местность и привел машину на свой аэродром.

Указанный случай многому научил всех штурманов, заставил их строго следить за линейными ориентирами. После этого у нас не было фактов потери ориентировки даже при худшей погоде.

Можно привести десятки примеров того, как штурманы нашей части в исключительно тяжелой обстановке обеспечивали выполнение боевых заданий. Так было, например, экипажем Плахова. День клонился к вечеру, когда его самолет покинул аэродром. В пути низкая облачность и снегопад прижали машину к самой земле. Штурман Красиков сумел выдержать курс, привел бомбардировщик точно к цели. На обратном курсе опустилась темнота, усилился снег. Штурман пытался вести ориентировку по контрольным пунктам, но видимость была настолько скверной, что не давала возможности опознать их. Тогда Красиков привел машину на свой аэродром по расчету времени.

В другой раз темнота застала на маршруте группу самолетов Гусева, Логода, Верхоланцева и других товарищей. В этом полете все ведомые штурманы вели расчеты и контроль пути, не надеясь только на штурмана флагманского корабля. И все экипажи сумела точно выдержать курс. Заведомо уклонившись от маршрута, они произвели посадку уже с прожектором на своем аэродроме.

В штурманском обеспечении полета огромную роль выполняет компас. Когда компас под влиянием магнитной аномалии выбывает из строя, штурман должен использовать гирокомпас. Делается это так: на контрольном ориентире штурман замечает показания и продолжает прямолинейный полет, обязательно выдерживая направление. Сличая детальную ориентировку, надо вести курс от одного пункта до другого. Если же получается отклонение, то в этом случае самолеты выводятся на линейный ориентир, который заранее всегда известен экипажу.

Самолетовождение в сложных условиях требует от штурманского состава предельной зоркости. Тщательная подготовка на земле, внимательный расчет пути и контроль в воздухе обеспечивают правильность полета но намеченному маршруту в любых условиях, Это тем более важно сейчас, когда наземные войска ведут наступательные бои, обстановка быстро изменяется и в связи с этим меняются характер целей и районы действий.

Капитан М. Чеченко.
Юго-Западный фронт.