Герои публикации:

Морозов А.

А. Морозов 

Новости зарубежной авиации
// Сталинский сокол 10.04.1942

Самолет и морской корабль

На английском линкоре «Король Георг V» (водоизмещением в 35.000 тонн установлено специальное вооружение для борьбы с пикирующими бомбардировщиками. Его характерной особенностью является, так сказать, «оптовая стрельба». Каждое орудие имеет двадцать стволов диаметром не меньше 7,5 дюйма и около 2,5 метра длиною. По заключению американских специалистов, каждый ствол этого орудия ближе всего подходит к 7,5– дюймовой гаубице прошлой войны. Такая гаубица стреляла снарядом весом в 40 кг. Двадцать подобных гаубиц, соединенных в одну огневую точку, действующую одновременно, создают в воздухе такие очаги взрывов, что пикирующий бомбардировщик на очень большом расстоянии от места, где взорвались все двадцать снарядов, окажется настолько сильно поврежденным, что не сможет правильно сбросить свой груз бомб.

Пикирующий бомбардировщик по самому характеру своей деятельности должен итти прямо на мишень, т. е. на пушки, так как на военном корабле, куда ни кинь, везде орудие. На «Короле Георге V» – четыре, двадцатиствольных орудия, и они размещены в стратегических пунктах корабля так, что куда бы ни направил атаку пикирующий бомбардировщик, он всегда окажется под огнем комбинированного орудия. Дальнобойность пушки, по предположению американцев, около 2 км. На такое расстояние все двадцатизарядные пушки, не считая других орудий, могут устраивать завесу огня, сквозь которую прорваться весьма нелегко.

В попытках найти действенную защиту от нападения воздушного врага построено много типов новых кораблей, не строившихся до сих пор или отвергнутых раньше.

В Генуе одному американскому корреспонденту удалось снять баржу весьма странного вида, на совершенно гладкой палубе которой вместо мачт то… дальнобойные зенитные орудия. Переделанная из обыкновенной старой баржи, эта пловучая крепость представляла собою довольно грозное оружие; едва возвышающаяся над водой палуба защищена очень толстой броней, под которой …та команда.

Пловучие форты, сделанные из железобетона и стали, проектировались в США для защиты стоянок военных кораблей и торгового флота от нападения с воздуха. Эти «форты» напоминают многоэтажные цилиндры, верхний закрученный край которых чуть возвышается над водою. Здесь расположены орудия, … – снаряды, потом машинное отделение, где установлены двигатели для управления орудиями, подачи снарядов и для подтягивания «форта» к берегу при помощи троса, намотанного на барабан. В следующих этажах помещаются команда, продовольственный склад, запас питьевой воды. Герметически закрывающиеся пловучие «форты» могут на некоторое время нырять под воду, когда опасность с воздуха слишком велика, или для того, чтобы обмануть противника...

В прошлую войну были «корабли-ловушки» для подводных лодок. По внеш нему виду они ничем не отличались от самых обыкновенных тортовых судов, но, когда обманутая лодка приближалась, корабль-ловушка мгновенно превращался злейшего врага, снабженного глубинными бомбами и пушками. Корабли-ловушки для самолетов также выгладят совсем невзрачно. Весь их груз составляют снаряды и зенитные пушки, заботливо замаскированные, выскакивающие из трюмов, как фигурки из «ящиков с сюрпризом». Еще большим сюрпризом для самолета, преследующего торговый корабль, оказываются истребители, поднимающиеся к нему навстречу с парохода, по внешнему виду не вызывавшего никаких опасений.

Инженер А. Морозов.

«Летный луч»

Щит с приборами в кабине оплота современного многомоторного самолета до такой степени заполнен всевозможными указателями, что почти непосильно для человеческого внимания непрерывно следить за их показаниями. Компания «Сперри Жироскоп» в сотрудничестве с Институтом аэронавигации (США) закончила предварительные опыты по конструированию комплексного прибора, который должен давать пилоту «все необходимые для полета сведения в наиболее удобной для восприятия форме». Новый прибор получил название «летный луч», потому что в качестве указателя в нем применяются катодные лучи.

Как известно, катодная трубка является источником прямолинейного потока электронов, образующих пучок «катодных лучей». Если на пути этого пучка поставить флуоресцирующий экран, то на нем появится светлая точка. Воздействуя на пучок летящих электронов электрическим полем, можно превратить эту точку в черточку или даже в светлое кольцо.

Каждый измерительный инструмент связан с электрической частью прибора. При всяком уклонении полета от нормы светлая черточка на экране перемещается в ту или другую сторону.

Общее расположение всех световых указателей на экране прибора показано на приведенной здесь схеме. Всего имеется четыре световых указателя. Длинная светлая полоса а изображает «искусственный горизонт» и нормально пересекает центр экрана горизонтально. Если самолет пикирует, полоса а уходит вперед (на чертеже – вверх), а при под’еме самолета – назад. В случае крена самолета полоса наклоняется в соответствующую сторону.

Короткая вертикальная черточка в верхней части экрана b служит указателем угловой скорости поворотов.

Светлое колечко с может блуждать по всему экрану, имея нормальное расположение в его центре (нарисован черный силуэт летящего самолета). При полете точно по курсу и на заданной высоте светлое кольцо как раз охватывает черный кружок фюзеляжа этого силуэта.

Смещение кольца вверх и вниз обозначает переход на более высокий и более низкий полетный уровень, а смещение кольца влево или вправо соответствует уклонениям полета в стороны от направления ведущего радиолуча.

Последний световой сигнал горизонтальная черточка d – движется по экрану между двумя имеющимися на нем черными горизонтальными полосками, полоски соответствуют верхнему и нижнему пределу воздушной скорости самолета, а черточка d, перемещаясь между ними, дает пилоту указание, с какой скоростью относительно воздуха идет самолет.

«Летный луч» уже применялся в сотнях испытательных полетов в И...нополисе, Нью-Йорке и других аэродромах. Общие отзывы о работе прибора благоприятные.