Передовая статья 

Ночные истребители
// Сталинский сокол 10.04.1942

Летчики-истребители ПВО страны несут славную боевую вахту. Днем и ночью они охраняют военные и промышленные об’екты и населенные пункты от разбойничьих набегов фашистских летчиков, оберегают жизнь и геройский труд миллионов советских людей, работающих для фронта.

Немецкие захватчики рассчитывали, что смогут безнаказанно бомбардировать наши города, фабрики и заводы. Не вышло. Отважные и искусные летчики, прожектористы и зенитчики преграждают путь стервятникам и уничтожают их. Тысячи гитлеровских самолетов похоронены на подступах к нашим городам. Это во многом – дело рук храбрых и искусных истребителей ПВО, среди которых почетное место занимают специалисты воздушного боя ночью.

Чем больше неудач у гитлеровских оккупантов, тем крепче они злобствуют, тем яростней пытаются бомбить наши города. На эти попытки мы должны быть всегда готовы ответить сокрушительной противовоздушной обороной с активными наступательными действиями в воздухе.

Отмечено, что бомбардировщики противника действуют днем главным образом на линии фронта, а к нашим тылам, к населенным пунктам стараются подойти под покровом ночи. Отсюда намного повышается ответственность истребительной авиации, действующей в ночных условиях.

У нас выросли многочисленные кадры истребителей, умеющих ночью отыскать врага и уничтожить его огнем и тараном. Известно, что из 15 таранных ударов в зоне ПВО Москвы несколько таранов произведены ночью. Можно назвать много имен отличных истребителей-ночников. Среди них искусный ночной боец капитан Иванов, вся часть которого в короткий срок овладела ночными полетами и воюет без аварий и происшествий. Отличный мастер ночных боев и капитан Александров. Его часть также освоила ночную работу. Среди ночных воздушных истребителей выделяется имя капитана Чуйкина, командира эскадрильи, который только в ночных боях сбил 3 самолета врага.

Кадры ночных истребителей у нас выковались отличные, но их должно быть больше. Успокаиваться на достигнутом никак нельзя. Для того, чтобы врага бить метко ночью, как и днем, надо уметь летать и драться так же, как и днем. Значит, надо и дальше усиленно готовить кадры ночников в частях, смелее прививать летчикам навыки боевой деятельности в ночных условиях и без излишней боязни выпускать опытных, проверенных летчиков ничью. Задача командования каждой авиачасти – максимум возможного времени использовать для теоретической и практической учебы ночников по примеру подразделений таких командиров, как майор Негода, майор Комаров и многие другие.

Почетную роль истребителя-ночника может и обязан выполнять каждый летчик-истребитель. Но для этого нужны настойчивость, хорошая тренировка, которая в соединении с мужеством и уменьем наших соколов дает прекрасные плоды.

Какие же требования пред’являются летчикам-ночникам и их командирам? Ночник должен в совершенстве владеть техникой пилотажа. Только тот, кто хорошо водит свой самолет днем, в совершенстве ведет бой на всех высотах своего самолета, кто умело пользуется приборами и радиостанцией, тот всегда будет хорошим летчиком-ночником. Далее летчик обязан полностью овладеть слепыми полетами. Ведь противник летает не только в ясные ночи, он всячески старается воспользоваться облачностью, туманом, чтобы подобраться к нашим об’ектам. Здесь-то очень важно, чтобы истребитель мог обнаруживать врага и бить его ночью, в любую погоду.

В навигационном отношении ночные полеты истребителя более сложны, чем дневные. Ночью нет возможности пользоваться картой, ориентировка ведется по характерным извилинам рек, дорогам, очертаниям озер, лесным массивам и т. д. Стало быть, ночному истребителю следует днем хорошо изучить свой район действий. Если крепко запомнить все ориентиры днем, легко будет действовать ночью.

В боевой работе ночников исключительное значение имеет четкое взаимодействие прожекторов с ночными истребителями, хорошо организованная связь и радиосвязь между находящимися в воздухе самолетами, аэродромом и прожектористами. Очень многое зависит от прожектористов, которые, поймав врага в свои лучи, обязаны быстро и точно по радио навести истребителя. Прожекторист должен с земли понимать маневр своего истребителя, когда тот занимает исходное положение для атаки. Ни в коем случае нельзя освещать свой самолет, чтобы не раскрыть его противнику и не освещать летчика. Разумеется, решающее значение здесь имеет двусторонняя радиосвязь. Она-то и создаст возможность и прожектористам, и командному пункту в любой момент перевести истребителей из района в район, она же позволяет летчику в случае нужды запросить помощь, получить новые данные о цели, восстановить ориентировку и т. д. С другой стороны, в том случае, когда меняется метеообстановка или враг может установить расположение аэродрома, КП по радио указывает летчику другой аэродром для посадки.

Летчик-истребитель ищет врага и уничтожает его – таков девиз сталинских соколов. Ночью нужно лежать и бить фашистские самолеты так же, как днем. Ночью эффективно истребляет врага тот, кто хорошо и твердо усвоил систему патрулирования, умеет быстро обнаружить врага в своей зоне, кто изучил тактику ночного боя и безошибочно знает подходы для атаки ночью.

Летчику-ночнику требуется хорошая тренировка в умении распознавать врага. Даже если самолет освещен прожектором, прежде быстро установи: враг это или свой, а потом атакуй. Если враг – определи точно тип самолета, выбери наиболее выгодное исходное положение для атаки, чтобы поджечь стервятника с первой же очереди. Бей противника с коротких дистанций прицельным огнем.

Не всегда фашистский самолет бывает освещен. Надо научиться находить врага в самых сложных условиях и без прожекторного луча. Для этого существует немало приемов и признаков. Их следует только твердо усвоить. Герой Советского Союза Талалихин, старший лейтенант Еремеев и капитан Александров успешно таранили врагов под Москвой в темную ночь без прожектора.

Победа ночного истребителя куется на земле. Продуманная, четкая организация летной работы на аэродроме ночников – основа успеха. Прежде всего ночью во много крат должна быть повышена боеготовность истребителя. Нужно, чтобы летчик буквально через минуту после сигнала подымался в воздух и затрачивал минимум времени для набора высоты и прихода в зону действия прожекторов. На самом аэродроме требуется нерушимый распорядок. Учитывая, как сложны взлет и посадка ночью, здесь не может быть никакого лишнего движения. В то же время необходимо тщательно соблюдать маскировку и как можно меньше осветить прожекторами.

Советская истребительная авиация – грозное оружие борьбы с фашистскими бомбардировщиками. Чем больше летчиков-истребителей овладели ночным небом, тем меньше у врага возможностей нападать на наши об’екты. Систематически совершенствовать наши кадры ночников и непрерывно пополнять их ряды – значит во много раз усиливать мощь противовоздушной обороны страны и создавать непроницаемый ночной барьер для фашистских воздушных пиратов. Такова одна из важнейших задач нашей авиации.