Изобретатель аэроплана А. Ф. Можайский

Изобретатель аэроплана А. Ф. Можайский
// Сталинский сокол 17.04.1942

Из истории русской авиации

Среди плеяды изобретателей и конструкторов первых самолетов видное место принадлежит конструктору первого русского самолета с паровым двигателем Александру Федоровичу Можайскому, который более 60 лет назад, за 20 лет до братьев Райт, разработал и построил оригинальный летательный аппарат.

В 1877 г. «Кронштадтский вестник» писал, что «Можайский еще в 1873 г. пытался проверить свою мысль на практике, но обстоятельно мог исполнить это лишь летом прошлого года. В наскоро сделанном им аппарате он два раза подымался на воздух и летал с комфортом».

В 1877 г. Можайский сконструировал небольшую модель своего аэроплана в виде моноплана с одной несущей плоскостью и корпусом в виде лодки. Поступательное движение аэроплану сообщалось винтом, приводимым в движение пружиной. Аэроплан был снабжен рулем управлении и небольшими колесиками под корпусом лодки. Как сообщалось в газете «С. -Петербургские ведомости», его «аппарат при помощи своих удивительных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать». Свое изобретение Можайский запатентовал, получив в 1881 г. «привилегию на воздухоплавательный аппарат», причем Департамент торговли и мануфактур отметил в привилегии, что «на сие изобретение прежде его никому другому в России привилегии не было выдано».

Ободренный успехами летающей модели, Можайский энергично берется за осуществление конструкции аэроплана, способного поднимать в воздух человека. После многочисленных опытов с движением плоскости в воздухе он приступил к постройке своего аппарата в натуре.

В основу этого аэроплана была положила конструкция его модели снабженная тремя тянущими винтами. Площадь поддерживающих плоскостей составляла 4000 квадратных футов. Общий вес аэроплана 57 пудов. Чтобы поднять в воздух такое сооружение, требовался мощный двигатель. Можайский хорошо знал, какие успехи сделали судовые паровые машины в военно-морском флоте, в том числе и в России, и решила применить в своем аэроплане паровой двигатель.

После продолжительных попыток построить двигатель за границей (о чем сохранилась следы в одной из английских журналов за 1881 г., где приведены чертежи и характеристики этого двигателя) Можайскому удалось добиться осуществления весьма легкого по тому времени парового двигателя, весившего около тонны. Можайский допустил здесь ту ошибку, которую до него сделали ряд изобретателей (Хенсон, Стрингфелоу, Тампль и др.). Однако ввиду отсутствия в то время научно обоснованной теория полета и точного расчета под’емной силы необходимые сведения по этому вопросу могла дать только практика.

После первых испытаний своего аэроплана Можайский, убедившись в необходимости более мощного двигателя, зказал на Балтийском заводе паровой двигатель «Компаунд» в 50 л. с. Двигатель был построен и испытан, и Можайский считал его «наилегчайшим двигателем в мире». Таким образом, первый русский аэроплан был целиком построен в России, на русских заводах.

Проект аэроплана обсуждался специальной комиссией воздухоплавательного отдела Русского технического общества 22 февраля 1883 года. Комиссия высказала сомнение в достаточной мощности его паровой машины для динамического полета. Испытания аэроплана кончилось неудачно: аэроплан разбился.

После неудачного опыта Можайский стал работать над применением пара и бензина к своему двигателю. Смерть оборвала плодотворную работу этого выдающегося изобретателя, одного из пионеров авиации, работавшего над проблемой аэроплана задолго до Адера, Максима, Ленгли и братьев Райт.

Судьба этого изобретения в царской России была печальной. Оставшийся после смерти Можайского аэроплан с крыльями из шелковой тафты был продан за гроши с аукциона. Аппарат много лет лежал в углу механической мастерской Балтийского завода, а затем исчез. Вероятно, он был обращен в лом.