Герои публикации:

Глыбин И. (автор)

Майор И. Глыбин 

Борьба с переправами противника
// Сталинский сокол 24.04.1942

Западный театр военных действий от самого севера и до юга изобилует множеством рек, представляющих большие естественные преграды для действий гитлеровских армий. Борьба с переправами противника через водные препятствия в современной маневренной войне приобретает немалое значение. Для переброски своей техники противник, помимо хороших дорог, мостов и стационарных переправ, постарается использовать переправы в любых местах рек, где только позволяют условия, отвечающие его замыслу и маневру.

Решающую роль в борьбе с водными переправами врага должна сыграть наша авиация. Ее задача не только в том, чтобы воспрепятствовать переправе противника, но полностью разгромить его и окончательно сорвать даже попытку к этому. Такая задача должна решаться систематически смелыми и мощными ударами авиации во взаимодействии с артиллерией и пехотой.

Всю систему борьбы с переправами противника можно разделить на следующие этапы:

Первый этап – движение противника к району сосредоточения для переправы.

В этом случае основная задача авиации будет состоять в разгроме техники и живой силы, направляющихся к району сосредоточения. Удары авиации нужно наносить таким образом, чтобы настигнуть противника в момент его движения, не дать ему подойти к району сосредоточения, где можно замаскироваться, рассредоточиться, организовать оборону и быть менее уязвимым.

Второй этап – подготовка противника к переправе. Основную массу техники и живой силы противник сумел стянуть в место сосредоточения. Это – наиболее важный этап. Здесь авиация и должна обрушиться всей своей мощью, чтобы полностью разгромить и уничтожить противника в районе сосредоточения. Удары необходимо нанести до начала наведения переправы. При этом главное – уничтожить средства переправы и живую силу.

Фактический исход борьбы против переправы противника в основном будет решаться на первых двух этапах. Если наша авиация сумеет нанести противнику большие потери именно на этих этапах, то возможность переправы будет сорвана почти полностью.

Если же противнику удалось безнаказанно сосредоточить технику и живую силу для переправы, то борьба с ним в момент переправы станет гораздо сложнее. Враг примет все меры к тому, чтобы крепче прикрыть переправу с земли и с воздуха и этим самым снизить наше противодействие.

Третий этап – борьба с противником в тот момент, когда он начал переправу. В этом случае для того, чтобы исход борьбы привел к желаемым результатам, необходимо учесть следующее. Момент переправы противник постарается приурочить к ночи или раннему утру, прикрыться плохими метеоусловиями и мощной ПВО. Здесь нам на помощь приходит ночная бомбардировочная авиация.

Днем авиация должна действовать в тесном взаимодействии с истребителями. Удары бомбардировщиков и штурмовиков необходимо обеспечивать надежным прикрытием истребителей. Помимо задачи прикрытия, истребители должны одновременно уничтожать наземные средства ПВО, переправу.

Важнейшее звено, обеспечивающее успех действий авиации против переправ противника, – воздушная разведка. Если разведка была организована своевременно и хорошо, то и противодействие переправе со стороны нашей авиации будет достаточно продуманным, своевременным и эффективным.

Вся сложность разведки в том, чтобы своевременно определить замысел противника, установить место предполагаемой переправы. Разведывательные полеты должны обязательно сопровождаться фотографированием. Немаловажную роль играет подбор экипажей разведчиков. Для этого нужны люди, наиболее подготовленные в тактическом отношении, могущие привезти точные и правильные данные.

С наступлением весны полеты на разведку переправ противника следует проводить систематически, постоянно держа под контролем места предполагаемых и возможных переправ противника. При такой постановке дела будет исключена возможность неожиданности в действиях врага.

Майор И. Глыбин.