Некрасов Александр Петрович (автор)

Генерал-майор авиации А. Некрасов 

Взаимодействие с наземными войсками
// Сталинский сокол 24.04.1942

Опыт войны позволяет уточнить ряд практических вопросов, связанных с организацией взаимодействия авиации и наземных войск на поле боя.

Перед тем как осветить эти вопросы, необходимо оговориться, что в данной статье вопросы взаимодействия рассматриваются главным образом в наступлении.

Взаимодействуя с наземными войсками на поле боя, наша авиация подавляет и уничтожает огневые средства противника и его живую силу на переднем крае и в глубине обороны. Одновременно, патрулируя в воздухе, наши самолеты прикрывают боевые порядки пехоты, артиллерии и танков и ведут борьбу с аэростатами наблюдения. Когда поднимаются наши аэростаты, на авиацию возлагается прикрытие их от воздушного противника. Кроме того, авиация ведет борьбу с резервами противника на подходах к полю боя и не допускает перегруппировки его сил непосредственно перед фронтом наших частей.

Что касается воздушной разведки, то она заблаговременно вскрывает (фотографированием) систему вражеской обороны, устанавливает наличие резервов и ведет систематическое наблюдение за возможными путями подхода свежих сил противника к фронту.

При воздействии на передний край следует учитывать, что в период броска пехоты в атаку важно уничтожать живую силу врага, прижать его к земле. Сопровождая свои войска, надо поражать те вражеские огневые точки, которые мешают нашим наступающим частям. Продвижение пехоты должно быть обеспечено поддержкой авиации на всю глубину обороны противника наравне с поддержкой артиллерией и в тесном взаимодействии с ней.

Каждый удар с воздуха по целям, угрожающим или мешающим нашим частям, необходимо всемерно использовать для продвижения вперед и для развития достигнутого успеха. Поэтому следует всемерно добиваться, чтобы в наступательном бою появление наших самолетов над полем боя и действие их по переднему краю противника являлись сигналом для перехода в атаку нашей пехоты.

Способы и методы действий боевой авиации на поле боя разнообразны. В каждом отдельном случае выбор их определяется характером цели и конкретной обстановкой на земле и в воздухе. На эффективность атак в значительной степени влияет тактически грамотный выбор направления выхода на цель, который обеспечил бы максимальную внезапность удара.

Вследствие того, что большинство целей на поле боя расположено рассредоточенно, наиболее целесообразно применять расчлененные боевые порядки авиации до отдельных звеньев и самолетов включительно. Это обеспечивает возможность самостоятельного выбора экипажами об’ектов атак и прицельного поражения их как бомбами, так и пушечно-пулеметным огнем.

Что касается выбора средств поражения, то разнообразный характер целей на поле боя требует применения бомб различных типов и калибров. Поэтому в некоторых случаях, особенно когда авиация действует по вызову с КП общевойскового командира, надо иметь в готовности на аэродромах звенья и даже отдельные самолеты с различными вариантами бомбовой загрузки.

В организации взаимодействия авиации с наземными войсками важнейшим вопросом является планирование совместной работы. Оно осуществляется обычно в масштабе высшего соединения, но конкретные цели и время, как правило, уточняются командирами общевойсковых частей, исходя из конкретной обстановки на данном участке фронта. Во всех случаях совместное планирование представителями авиационных и общевойсковых штабов обязательно.

В плановых таблицах взаимодействия, кроме задач, времени и об’екта для авиации, должны быть указаны: участки пролета фронта (входные и выходные ворота), сигналы взаимного опознавания пехоты и авиации в бою, месторасположение КПП и порядок вызова с КП взаимодействующей авиации. Само собой разумеется, что в основу каждого плана должен быть положен расчет сил и средств по задачам и целям., исходя из наличия авиации, отпущенного ресурса и допустимого напряжения боевой работы.

Динамика боя, особенно после начала атаки пехоты, обычно вносит свои коррективы. Обстановка меняется, цели уточняются наземными командирами, а в соответствии с этим приходится вызывать или перенацеливать авиацию. Бывали случаи, когда авиационные командиры или их представители на КП делали это по собственной инициативе, например, когда командир общевойскового соединения и его начальник штаба временно убывали с КП в подразделения, а обстановка на фронте в это время резко изменялась и требовалось немедленное воздействие авиации. Авиационный командир самостоятельно оценивал обстановку и обычно, увязав вопрос со старшим артиллерийским начальником, принимал решение о вызове авиации для удара по новым целям.

На что же особенно обращали внимание и что требовали в первую очередь общевойсковые командиры от взаимодействующей авиации?

Во-первых, появляться над целью в точно назначенное время; во-вторых, наносить удары по определенным, указанным целям и, в-третьих, чтобы от момента постановки задач авиации до ее появления над целью проходило минимальное время.

При действиях нашей авиации на поле боя в некоторых случаях практикуется организация контрольно-пропускных пунктов (КПП). Делается это для того, чтобы избежать ударов авиации по своим войскам.

Маршрут всех самолетов, действующих на поле боя в районе КП общевойскового командира, как правило, прокладывается через контрольно-пропускной пункт. На КПП имеются полотнища, с помощью которых выкладываются два сигнала: «атаковать основную цель» или «итти на запасную цель». Эта несложная система сигнализации себя оправдала. Случаев бомбардировки и атаки своих войск не было, несмотря на то, что линия фронта в ходе боя резко менялась и неоднократно уточнялась уже после того, как самолеты вылетели на боевое задание. Попутно следует указать, что при постановке задач авиации необходимо, кроме основной цели, указывать и запасную, расположенную, как правило, в глубине обороны и по возможности неподвижную.

Одним из наиболее сложных вопросов в процессе взаимодействия авиации с наземными войсками оказалось на практике взаимное опознавание. Обозначение пехотой достигнутых рубежей при помощи опознавательных полотнищ или дымовых шашек нашло весьма ограниченное применение. Опыт показал, что пехоте лучше всего обозначать свое расположение ракетами определенного цвета. Выпуск ракет должен начинаться с момента подхода к полю боя своих самолетов и продолжаться до подачи ими условного сигнала или до момента выхода их в район целей.

Что касается опознавательных полотнищ, то их можно с успехом использовать для обозначения КП общевойсковых командиров.

Для того, чтобы своевременная подача сигналов была надежно обеспечена, командиры наземных войск должны установить в своих подразделениях определенный порядок наблюдения за воздухом и назначить ответственных за подачу сигналов с земли бойцов и командиров.

Наземные войска могут обозначать себя в процессе боя либо по приказанию командиров, если точно известно время налета взаимодействующей авиации, либо по требованию с самолетов. Для этого последние обычно подают с воздуха сигнал ракетами и эволюциями. В отдельных случаях войска обозначают себя по собственной инициативе, не дожидаясь вызова с самолетов, если этого требует обстановка на земле и в воздухе.

Особенно тщательно следует обозначать передний кран своих войск ночью. Кроме того, обязательно устанавливать порядок (высоту, ворота и время) пролета своими самолетами линии фронта. Командиры авиачастей и подразделений, действующих на поле боя, должны при постановке боевых задач проверять знание подчиненными линии фронта, целей и сигналов взаимного опознавания.

Боевой опыт показал, что для своевременной передачи приказов, информаций об обстановке и других переговоров должна быть установлена проводная связь (в первую очередь телефон), напрямую связывающая КП общевойскового командира с аэродромом взаимодействующей авиации. Особенно это важно для обеспечения немедленного вызова истребителей.

На случай порыва проводную связь КП с аэродромами следует обязательно дублировать специально выделенной радиосвязью.

При передаче приказаний и в оперативных разговорах по телефону надо пользоваться заранее заготовленной кодированной картой и переговорной таблицей. Для передач же по радио на каждый бой составляют радиосигнальную таблицу, в которую включают необходимые отдельные слова и группы слов, обеспечивающие возможность передачи кратких приказаний и донесений.

Большое значение для обеспечения наиболее тесного взаимодействия имеет служба делегатов (офицеров) связи. Во всех случаях совместных действий с наземными войсками на КП общевойсковых соединений и армейского командования обычно выделяются авторитетные и хорошо подготовленные в оперативно-тактическом отношении авиационные командиры.

Они принимают непосредственное участие в разработке плановых таблиц взаимодействия, в передаче заявок вышестоящему командованию на работу авиации и обеспечивают взаимную осведомленность авиации и наземных войск об обстановке. В решающие моменты боя, находясь на КП вместе с общевойсковым командованием и лично наблюдая фактическую обстановку и на земле и в воздухе, делегат (офицер) связи консультирует по вопросам наиболее целесообразного выбора целей и в некоторых случаях самостоятельно вызывает авиацию.

В силу этих соображений чрезвычайно важно, чтобы в решающие моменты боя вместе с общевойсковым командиром на КП находился командир поддерживающей авиационной части или его заместитель.

При действиях авиации на поле боя очень важны условия ее базирования. Это об’ясняется прежде всего тем, что взаимодействие с наземными войсками строится не только по целям, но и во времени, и во многих случаях этот элемент приобретает в бою решающее значение.

Чем ближе к войскам расположена поддерживающая авиация, тем более надежно обеспечиваются быстрый вызов ее и появление над полем боя. Это особенно важно в тех случаях, когда наземная или воздушная обстановка требует немедленного вмешательства со стороны авиации.

Однако следует отметить, что при напряженных действиях на поле боя базирование самолетов на одних и тех же аэродромах может быть легко вскрыто противником. Желательно поэтому заранее подготовить несколько запасных посадочных площадок для маневра на случай угрозы нападения противника на основной аэродром. Возможен и такой вариант базирования, когда даем авиация будет раскутать с передовых площадок и аэродромов, а с наступлением темноты перелетать глубже в тыл на свои основные базы.

Для организации взаимодействия бомбардировочной или штурмовой авиации с прикрывающими истребителями при действиях на поле боя весьма целесообразно базирование их на одном и том же аэродроме. Благодаря этому управление в значительной степени облегчается, а личное общение командиров различных авиачастей обеспечивает полную договоренность по всем основным вопросам.

Генерал-майор авиации А. Некрасов.