Ананьев

Голубев

Литвак

Попов

Ясин Ефим Зиновьевич (автор)

Военинженер 2-го ранга Е. Ясин 

Маскировка аэродромов
// Сталинский сокол 24.04.1942

Манкировка действительных и создание ложных аэродромов составляют неот’емлемую часть боевой деятельности авиации. Это неоднократно испытали на себе немецкие фашисты.

Приведем примеры. На аэродром, где батальоном аэродромного обслуживания командует полковник Ананьев, возвратились с боевого задания бомбардировщики. Летное поле было отлично замаскировано и подготовлено к приему. Через очень короткое время над аэродромом появились самолеты противника. Не обнаружив аэродрома и приземлившихся самолетов, фашисты повернули обратно.

Здесь замаскировано абсолютно все, что могло бы хоть в малейшей степени выдать аэродром. Стоянки самолетов нельзя обнаружить ни при плановом, ни при перспективном наблюдении. Дороги вокруг площадки также скрыты. Следы руления самолетов немедленно уничтожаются, пустую тару из-под бомб быстро убирают, на рабочем поле нет лишних людей и спецмашин. После полетов на посадочной полосе устанавливаются макеты различных об’ектов, исключающих наличие аэродрома.

На аэродром, где комендантом капитан Голубев, противник одно время производил налеты. Большая часть самолетов была замаскирована, но внимание фашистов привлекали несколько бомбардировщиков, стоявших открыто неподалеку от леса. Тогда командование решило укрыть и эти самолеты. Для каждого самолета расчистили площадку. Стоянки рассредоточили на различную глубину. На летное поле проложили рулежную дорожку, которую маскируют срезанными деревьями, заделанными в крестовины. Эти деревья быстро устанавливают и убирают, когда самолетам нужно рулить на старт или заруливать в укрытие.

Аэродром был тщательно замаскирован своими силами и без специальных средств. Результат скоро сказался. Недавно прилетал неприятельский разведчик, покружился над полем, сфотографировал его. С тех пор самолеты противника здесь не задерживаются, пролетают мимо. Видимо, аэрофотос’емка не дала никаких результатов.

Но не всегда аэродромы находятся в таких условиях, где сравнительно легко провести маскировочные работы. Однако и в этом случае, проявив инициативу и энергию, можно скрыть рабочее поле и материальную часть.

Аэродром, где батальоном аэродромного обслуживания командует майор Попов, расположен на открытой местности. Рядом имеются лишь небольшие заросли кустарника. Для маскировки было принято простое решение: срезать далеко за пределами летного поля такой же кустарник, доставить его на аэродром и произвести ложную посадку. Это было сделано как на самом летном поле, так и вблизи него в соответствии с общим рельефом местности. Ложные насаждения расположили таким образом, чтобы посадочная площадка не выделялась ла фоне окружающей поверхности.

Ложные кустарники, разбросанные небольшими группами у границ аэродрома, а в некоторых случаях и на самой площадке, одновременно служат для маскировки материальной части. Иногда здесь применяют и маскировочные сети. Поверх их набрасывают срезанную растительность, в середине густо, к краям реже, чтобы тень не падала на землю.

Особое значение приобретает маскировка аэродромов, на которых временно базировалась авиация противника. На таких площадках нужно исключительно тщательно укрывать материальную часть, но отнюдь не в тех местах, где ее прятал противник.

На одном из наших аэродромов некоторое время базировались немецкие самолеты. В связи с тем, что до леса было далеко, на летном поле в свое время были устроены ложные насаждения, в которых мы ранее скрывали самолеты. Немцы, располагаясь на этом аэродроме, также маскировали материальную часть в насаженном кустарнике.

Когда Красная Армия вышибла фашистов из района и наша авиация вновь заняла аэродром, было принято решение найти для маскировки другой способ, поскольку летное поле и ложные насаждения хорошо известны противнику. Выход был найден. Материальную часть рассредоточили по летному полю, отдельные места которого предварительно распятнили. На этих пятнах и вблизи них трудно обнаружить с воздуха самолеты, окрашенные в соответствующий цвет.

Пролетая над этим аэродромом, немцы уделяли внимание главным образом искусственному кустарнику, тем более что в нем маскировщики предусмотрительно установили несколько макетов самолетов.

С началом весенней распутицы маскировать аэродромы надо несколько иначе. Как известно, период снеготаяния создает пятнистость на земной поверхности, появляются проталины, которые кажутся с воздуха темными кругами на белом фоне. Все это способствует маскировочным мероприятиям.

Сейчас большая часть самолетов и автоспецтранспорта окрашена в белый цвет. Эта краска легко омывается теплой водой. Для облегчения смывки следует применять 2—3-процентный раствор соды или зеленого мыла. Однако смывать краску сразу на всех машинах не следует, нужно удалять ее постепенно, сообразуясь с таянием снега, оставляя пятна цвета летней окраски. Таким образом, на материальной части появятся пятна белого и темного цвета, что будет соответствовать поверхности летного поля в период снеготаяния.

Если самолеты укрыты глубоко в лесу, следует сейчас же позаботиться об укреплении рулежной дорожки и мест стоянок с тем, чтобы при сильной оттепели можно было свободно выруливать на старт.

В некоторых случаях для облегчения маскировки аэродромов и материальной части в период снеготаяния рекомендуется на летном поле устраивать искусственные пятна, приноравливаясь к данной местности. Для этого применяются солома, зола, срезанные ветви хвойных деревьев, которые должны быть разбросаны в таких местах, чтобы не мешать взлету и посадке самолетов.

Все эти мероприятия становятся особенно эффективными, если в районе базирования нашей авиации устраиваются ложные аэродромы. Последние вполне себя оправдали в ходе отечественной войны. Об этом красноречиво говорит следующий факт:

Воентехник 1-го ранга тов. Литвак, получив задание оборудовать сеть ложных аэродромов на одном из важных направлений, горячо взялся за дело. Одна из таких площадок должна была особенно привлекать внимание противника, так как она расположена на «бойком месте». Как только ложный аэродром был оборудован, т. е. установили на нем макеты самолетов, спецмашин и др., противник начал активные действия. За двенадцать дней на этот пункт было произведено 7 налетов.

Что нужно сделать, чтобы привлечь внимание противника к ложному аэродрому? Поставив макеты, необходимо после каждого налета противника имитировать восстановление разрушений, убирать часть макетов, перетаскивать их на другие места, установить новые, если старые разрушены, и т. д.

Ложные ночные аэродромы устраиваются еще проще. Один из действующих ночных аэродромов подвергался частым налетам противника. Это тормозило своевременную подготовку и вылет самолетов. Для отведения удара был оборудован на некотором расстоянии от действительного аэродрома ложный ночной старт. Он состоял из небольшого количества фонарей «Летучая мышь», установленных на площадке, и нескольких фонарей, расставленных вдоль границ ложного аэродрома. В открытой щели, в стороне, находилась обслуживающая команда, обновляющая фонари после налета противника. Люди снабжены ракетами, которые периодически выпускают для демонстрации жизни на «аэродроме». Этот ложный аэродром привлек внимание противника и в первую же ночь дал возможность спокойно работать на действительной площадке.

Из этого краткого обзора видно, какими простейшими средствами, проявляя находчивость и инициативу при маскировке аэродромов, можно способствовать успехам боевой деятельности авиации.

Военинженер 2-го ранга Е. Ясин.