Бажул Евгений Никифорович

Емельянов В.

Крищан

Мотов Анатолий Алексеевич

Никадоров

Сахаров Петр Кузьмич

Стужин

Постоловский Марк Иосифович (автор)

* * *

Принадлежность:

11 иап

Батальонный комиссар М. Постоловский 

Дружба с техникой
// Сталинский сокол 24.04.1942

«Нельзя с машиной быть на ты» – в этой поговорке летчиков заложено мудрое правило. Смысл ого таков:

Садясь в самолет, отбрось всякое зазнайство, управляй машиной не по чутью, а по строгому расчету, пользуйся приборами и научись верить им. Никогда не считай, что ты уже достиг вершин пилотажа. Старайся постоянно повышать свою авиационную культуру, всегда совершенствуй свое летное и боевое мастерство.

Иного мнения придерживался комсомолец старший сержант Никадоров. Молодой воин, безусловно преданный родине, жаждущий служить ей верой и правдой, заболел, однако, зазнайством. Еще не оперившись, как следует не освоив пилотажного искусства, Никадоров стал излишне самоуверен.

Взлетает Никадоров на истребителе и по невнимательности забывает закрыть кран Виетта. Воздух расходуется зря. Не проходит и 15 минут, как молодой летчик идет на вынужденную и при посадке зарывается носом.

Второй случай. Никадоров неправильно заходит на посадку, уклоняется от «Т» на 25 градусов, и в результате промазывает, цепляется за бугор и капотирует.

Ошибки Никадорова послужили предметом специального разбора в подразделении майора В. Емельянова. После происшествия созвали летчиков и подробно проанализировали ошибки. И пользу это принесло огромную. Случаи, подобные происшедшему с Никадоровым, больше не повторялись. Между тем в подразделении, да и самой части, где комиссаром тов. Крищан, немало молодых летчиков, немало и более опытных, которые лишь недавно освоили новые скоростные машины.

Часть за последние два месяца не знает аварий, потому что здесь дружат с техникой, по-должному владеют ею. Немалую роль сыграли пропаганда военных и технических знаний, забота о том, чтобы каждый летчик, инженер, механик расширял свой технический кругозор.

Шаг за шагом в части прививали людям стремление покрепче освоить технику. Летчику, механику раз’ясняли на партсобраниях, на периодических разборах, на специальных конференциях, что жизнь самолета, победа зависят от высоты летно-технического искусства.

Пропагандой техники, опыта войны день за днем занимаются командиры, инженеры, техники и наиболее опытные летчики. В классных комнатах и на стартовой площадке, у самолета на аэродроме и в ангаре, на земле и в воздухе, бок о бок с боевой работой идет учеба, которой охвачен весь летный и технический состав. У летчиков 4—6 часов уходило на теоретические занятия.

Не сразу летчиков выпускали на боевую работу. Лишь после ряда контрольных полетов им разрешалось 7—8 полетов в зону патрулирования, и уж потом их допускали к самостоятельным боевым действиям.

Когда люди стали глубже вникать в технику, у летчиков, инженеров, механиков и техников появились новые вопросы, предстали новые проблемы.

Как уменьшить расход мотороресурсов на земле? Как экономить горючее и увеличить время пребывания над целью? Какую тактику лучше всего применить на патрулировании?

На все эти вопросы требовал ответа пытливый ум людей части. Так было положено начало техническим конференциям. Две конференции уже состоялись в подразделении, которым командует майор Емельянов. Докладчиками выступали командир подразделения и инженеры. После конференции заметно вырос интерес к тактике и технике, повысилось качество боевой работы. Дефекты, с которыми раньше уживались, теперь вскрываются в самом зародыше.

– Прежде мы слабо приглядывались к таким явлениям, как, например, плохая компрессия, негерметичность, не замечали, что это зависит от качества бензина. Теперь этого уже не бывает, – говорит инженер эскадрильи тов. Сахаров.

Люди по-иному стали относиться к своим обязанностям.

Механик машины командира воентехник 2-то ранга Евгений Бажул всегда отличался добросовестностью. А сейчас он работает с особым рвением. Недавно под руководством старшего техника звена Елизарова он снял с самолета мотор вдвое быстрее, чем обычно.

Ему не уступает старший сержант коммунист-механик П. Харин. Он много работает над собой, львиную долю своего времени отдает машине. Более 130 безаварийных вылетов уже совершил его самолет.

Таковы в работе и воентехник 2-го ранга механик Стужин, и техник-коммунист Мотов и многие другие.

Наряду с летчиками учится и технический персонал. Составлены месячные программы, рассчитанные на 20 часов. По этим программам изучаются основные агрегаты мотора и самолета. Но если у летчиков учеба шла бесперебойно, то у мотористов и механиков несколько хуже. Здесь сказались и об’ективные условия. Зима была напряженной, суровой, день и ночь надо было ухаживать за материальной частью, прогревать ее. Времени для учебы оставалось мало, и потому программу еще не закончили. Но, разумеется, дело не только в об’ективных причинах, главное – надлежащая организация работы и отдыха.

То, что проделано в части, несомненно, еще не все из того, что можно и нужно сделать для пропаганды и овладения военно-техническими знаниями. Но самое важное, что люди стоят на верном пути и у них есть уже чему поучиться.

Батальонный комиссар М. Постоловский.

Действующая армия.