Безродный Владимир Кириллович

Быковец Леонид Александрович

Мухин Борис Александрович

Смирнов Алексей Семенович

Родионов Олег Маркович (автор)

* * *

Принадлежность:

28 гв. иап

Гвардии подполковник О. Родионов 
// Сталинский сокол 02.04.1943

Уроки боев с «Фокке-Вульф-190»

Месяц назад два наших лётчика – Мухин и Быковец, патрулируя над наземными войсками, встретили двух «ФВ-190». Это была первая встреча с новыми немецкими истребителями, и она кончилась поражением неприятеля. В последующих встречах с «ФВ-190» наши лётчики добились значительных успехов. Гвардии старший лейтенант Смирнов в воздушном бою 15 марта уничтожил двух «ФВ-190».

Наиболее сильной стороной «Фокке-Вульф-190» считается его качества на вираже. Самолёт обладает устойчивостью и может, не срываясь, виражить на малой скорости.

Но даёт ли такое качество «Фокке-Вульфу» какое-либо преимущество перед нашими машинами? Ни в какой мере. Время виража у большинства наших истребителей ничуть не больше, нежели у «Фокке-Вульфа». Следовательно, успех боя решает техника пилотирования. Опытный лётчик никогда не позволит, чтобы «Фокке-Вульф» в бою на вираже зашёл ему в хвост.

15 марта гвардии старший лейтенант Смирнов встретился с «Фокке-Вульф» в равных условиях, на противоположных сторонах виража. Как показала первая минута боя, оба противника имели одинаковое время виража, но, однако, ни тот, ни другой не могли зайти в хвост друг другу. Исход боя был решен за счёт отличной техники пилотирования Смирнова. Гвардеец грамотно пользовался триммерами и до предела сокращал радиус виража. Его машина виражила на меньшей скорости и всё же не срывалась в штопор. Виртуозно владея самолётом, Смирнов на самой минимальной скорости делал занос хвоста. Ногой он удерживал машину от срыва в штопор. Самолёт шёл небольшими рывками. Виражил не в плоскости горизонтали, а с некоторыми зигзагами, то с резким переламыванием в процессе виража. В результате Смирнову удалось зайти в хвост вражескому самолёту и уничтожить его.

К слабым сторонам «ФВ-190» относится то, что обзор вперед и вниз у него плохой. Впереди лётчик видит только на уровне глаз. У летчика – низкое сиденье. Он как бы прижат колпаком. Капот мотора круглый. Борта кабины устроены внутри так, что мешают обзору под углом 15–20 градусов. Этот конструктивный недостаток помогает нашему лётчику уйти от удара, если немец зайдёт ему хвост. Как-то одному нашему лётчику «ФВ» дважды заходил в хвост. Но советский лётчик срывал свой самолёт в управляемый штопор на полвитка, и немец терял его из виду. Когда «ястребок» уходит полувитком под «ФВ», немец начинает рыскать и нередко теряет высоту. Тем временем посредством боевой фигуры наш истребитель обеспечивает себе высоту и атакует врага.

«ФВ-190» – тяжёлая машина (вес – около 4 тонн), и поэтому при большой горизонтальной скорости она имеет слишком маленькую вертикаль. «ФВ», чтобы не утратить скорости, вынужден сваливаться гораздо раньше в бою на вертикалях, так как у него происходит всегда проигрыш в высоте. Чем больше он делает вертикалей, тем ниже оказывается по отношению к нашему самолёту. В такой обстановке один наш гвардеец быстро набрал 300 метров превышения и тем самым стал полным хозяином боя.

Наши лётчики навязывают «ФВ» бой на вертикалях. Сходясь с противником на встречных курсах, они не стремятся в лобовую атаку, а при помощи петли переходят на вертикальные фигуры и обеспечивают себе превышение. Известно, что на новом вражеском истребителе стоит невысотный мотор. На таких высотах, как 6–7 тысяч метров, мощность мотора на «ФВ» резко падает.

В воздушном бою имеют большое значение скоропод'ёмность самолёта и вертикальная скорость при наборе высоты. Встреча с противником происходит иной раз в обстановке, когда ни наши истребители, ни немцы не имеют запаса скорости для перехода на вертикаль. В этом случае «ФВ-190», как и «Ме-109ф», часто стараются набирать высоту в растянутом вираже. Но, однако, вертикальная скорость при наборе высоты у «ФВ-190» не даёт ему преимущества. Приведём пример.

Наша шестёрка сопровождала однажды группу бомбардировщиков. На высоте 3.500 метров сзади, со стороны солнца, предпринимали атаку четыре «ФВ-190». В паре с Безродным я развернулся в сторону немцев с набором высоты. Не имея запаса скорости, немцы начали цепочкой в вираже набирать высоту. Наша пара, не уступая в вертикальной скорости, прижималась к ним вплотную и гнала их на высоту. На высоте 6.000 метров немцы, видя, что два наших самолёта вот-вот окажутся выше, пытались начать бой на горизонтальном вираже на малой скорость. Но на этой высоте преимущество на вираже оказалось за нами. Я подбил одного «ФВ-190», и он пошёл вниз.

14 -миллиметровую бронеспинку на «ФВ» прекрасно пробивают наши крупнокалиберные пулёметы. Никаких бронеплит, защищающих бензобаки, у этой немецкой машины нет. Обыкновенные протектированные баки. Бить «ФВ-190» лучше всего сверху под углом от 15 до 30 градусов и снизу, где находится ничем незащищенный немецкий лётчик и бензобаки.

Гвардии подполковник О. Родионов.