Бережнов

Грязнов Кирилл Васильевич

Купчиков Михаил Егорович

Мясоедов Константин Михайлович

Ябров Иван Николаевич

Простосердов Александр Степанович (автор)

* * *

Принадлежность:

13 окраэ

Полковник А. Простосердов 
// Сталинский сокол 02.04.1943

Возможности корректировочной авиации

Самая действенная авиация – это авиация поля боя, но она никогда не даст должного эффекта, если плохо взаимодействует с наземными войсками.

Какие чудеса могут совершать наши войска при слаженном взаимодействии, показала всему миру сталинградская операция. Танки прорыва шли в бой в сопровождении штурмовиков, переговариваясь с ними по радио открытым текстам. Из командного танка офицер связи мог предупредить штурмовиков о воздушной обстановке, указать им цель, призвать на помощь. В свою очередь командиры групп могли предупредить танки по радио о том, что их ждет впереди, указывать места скоплений противника, путь обхода препятствия и направление ударов по флангам и тылам.

При разгроме окружённой группировки под Сталинградом особенно отличились наша артиллерия и миномёты. Наш грозный «бог войны» поражал немецких захватчиков так метко, что уцелевшие потом рассказывали об этом с ужасом и удивлением. «Ваши снаряды падали в наши блиндажи, словно притянутые магнитом!» – говорили пленные.

Это меткость была достигнута благодаря авиационной разведке.

Наша артиллерия поистине не имеет себе равной. Но её грозная сила увеличивается во много раз, когда её по-настоящему направляет корректировочная авиация.

У нас есть прекрасные самолёты и опытные кадры воздушных корректировщиков, но кое-где ими ещё мало пользуются. Между тем, чтобы увидеть то, что может раскрыть опытный разведчик-корректировщик в течение десяти минут, часто наземным войскам нужно затратить много средств и времени.

Большой интерес представляет опыт подразделения, которым командует майор Мясоедов, практиковавший вылеты корректировщиков без прикрытая истребителей.

В первую очередь была отрегулирована связь. На поле боя был создан вспомогательный пункт управления корректировщиками. В его распоряжение была выделена радиостанция. Помимо обслуживающего состава, при ней находился офицер связи. В его обязанности, помимо передачи корректировочных данных на действующие артиллерийские батареи, входило наблюдение за воздухом. Он должен был внимательно изучать воздушную обстановку и при появлении воздушного противника немедленно предупреждать корректировщика по радио открытым текстом.

Он должен был поддерживать связь с самолётом-корректировщиком с момента взлёта до момента посадки, возвращать его с маршрута, в случае появления вражеских истребителей изменять его маршрут в зависимости от требований наземной обстановки.

Наблюдая поведение корректировщика над полем боя, офицер связи руководил его работой, по существу командовал им с земли.

А в обязанности корректировщиков входило не только корректирование артиллерийского огня, но и разведка поля боя и сообщение данных её офицеру связи.

Готовя экипажи в полёт, командир сговорился с ними о мерах защиты против зенитного огня и против истребителей противника. Их познакомили с расположением наших зенитных батарей, под защиту которых они могли ускользнуть от вражеских воздушных охотников.

И вот началась работа, и сразу же оказалась эффективной и увлекательной.

Лётчик старший лейтенант Бережнов и штурман старший лейтенант Ебров указали расположение немецкой батарея, гибель которой под снарядами нашей артиллерии они наблюдали на 12-й минуте с момента появления над полем боя.

Экипаж в составе летчика старшины Грязнова и штурмана капитана Купчикота в том же районе помог подавить немецкую батарею через пятнадцать минут. Немцы пытались ввести экипаж в заблуждение, имитируя артиллерийскую стрельбу на ложных позициях. Но опытный штурман не попался на вражескую хитрость, сумел отличить настоящие выстрелы от ложных. Разбор этих боевых вылетов вызвал среди летчиков ещё больший интерес к делу.

В короткий срок было совершено двенадцать боевых вылетов, без единой потери, с блестящими успехами.

Проведя эти опытные полёты, мы убедились, что работа без прикрытия не только возможна, но и необходима. Используя сумерки, раннее утро, облачность и дымку, применяя в момент опасности уход под защиту своих зениток, корректировочная авиация может работать с большим успехом. При этом необходимо иметь посадочные площадки воли за переднего края и отличную связь с землёй.

Особенно повысится эффективность корректирования, если штурманами будут летать достаточно знающие артиллерию командиры, которые смогут держать контакт прямо с действующими артиллерийскими батареями. Сообщая на батареи готовые данные стрельбы, они смогут накрывать вражеские об'екты быстро и наверняка.

В грядущих сражениях наша артиллерия призвана сыграть исключительную роль. Необходимо сейчас же начать тренировку лётного состава частей и подразделений, отработку связи и взаимодействия. Корректировочная авиация имеет большие возможности для подлинно массовой работы на поле боя.

Полковник А. Простосердов.