Зинин Павел Максимович

Болдырев Иван Тимофеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

10 одрп

Майор И. Болдырев 
// Сталинский сокол 02.04.1943

Фотографирование оборонительных рубежей противника

В разведке немецких оборонительных рубежей большую помощь наземным войскам оказывает авиация. Ее возможности позволяют выполнить все те большие и многообразные задачи, которые возникают при разведке рубежей обороты противника. Наземное командование во время всех последних наступательных операций на Западном фронте непрерывно получало детальные данные о немецкой обороне, о группировке миномётов и артиллерии.

Разведка оборонительных рубежей сейчас связала с особо большими трудностями. Современная инженерная служба создаёт всевозможные сооружения, которые разведать визуально почти невозможно. В частности на Западном фронте, где противник имел возможность в течение года возводить свои оборонительные укрепления, они представляли собой усовершенствованную систему инженерных сооружений. На отдельных участках мы могли встретить окопы и траншей полного профиля, проволочные заграждения в 3–4 кола, разветвленную сеть противотанковых препятствий, дзотов, минных полей и т. д. Поэтому основным видом авиационной разрезки оборонительных рубежей было фотографирование.

Какими средствами осуществлялась эта большая, очень кропотливая работа? Вначале фотографирование оборонительных площадей производилось группой самолётов-разведчиков под прикрытием истребителей. Но при этом методе требовалась большая затрата средств. В прошлом году, по предложению штурмана одной эскадрильи – майора Зинина, была сконструирована качающаяся фотоустановка. Она позволила одиночным самолётам с одного захода в масштабе 1:8000 фотографировать рубеж в глубину до 9 км. Качающаяся фотоустановка во многом облегчила работу наших разведчиков. Теперь уже разведка, как правило, велась одиночными самолетами на высотах, обеспечивавших дешифровщику возможность вскрыть основные детали рубежа.

Опыт показал, что достаточно полные и достоверные результаты дешифрирования всех элементов оборонительных сооружений (при полном профиле их развития) дают такие масштабы: в летнее время – 1:8000; в зимнее – 1:6000; весной и осенью – 1:4000. Масштабы эти много раз были проверены нами путём сличения результатов дешифровки с подлинной местностью. Так, одной из проверок на местности результатов дешифрирования фотосхем, выполненных летом в масштабе 1:8000, установлено: все траншеи и хода сообщений отдешифрованы безошибочно; блиндажи выявлены на 90 проц.; пулемётные гнезда – на 50 проц.

Для разведки вражеской обороны мы применяли и применяем не только «Пе-2», но и истребители и штурмовики. Для каждого из этих видов авиации выработались свои наиболее характерные тактические приёмы разведки оборонительных рубежей немцев.

Как известно, немцы прикрывают свои оборонительные рубежи не только с воздуха (истребителями), но и с земли (ЗА и ЗП). Поэтому наши разведчики для фотографирования заданного рубежа на «Пе-2» подходили обычаю со стороны солнца или из-за облачности на высоте 5–6 тысяч метров. Не доходя 8–10 км. до границы с'ёмки, самолёт под углом 20–25° терял высоту с таким расчётом, чтобы, подойдя непосредственно к границе с'ёмки, иметь заданную высоту. Само фотографирование рубежа также производилось с небольшим снижением. Однако это существенно не отразилось на качестве фотоснимков. Разница масштабов фотос'ёмки вполне позволила монтаж и дешифровку.

Практика показала, что подход к цели со снижением является наиболее выгодным противозенитным манёвром по высоте и скорости. При этом манёвре разрывы снарядов ложатся сзади и выше.

Заход на фотографирование площадей производился по длинной стороне площади. Но при этом, конечно, обязательно использовались солнце и облачность. Если фотографируемая площадь представляет собой квадрат, то заход производился с территории противника с таким расчётом, чтобы снижать высоту полёта по мере приближения к своей территории. Основная задача экипажа при фотографировании оборонительных рубежей состояла в том, чтобы правильно выйти на входной ориентир и точно выдержать направление полёта.

На нашем фронте для разведки оборонительных рубежей немцев широко использовались истребители. В последнее время на истребителях-разведчиках были установлены спаренные фотоустановки. Они значительно облегчили работу истребителей-разведчиков, позволила намного сократить количество самолёто-вылетов. Правильная установка «спарки» даёт возможность получать почти плановую фотос'ёмку.

Разведка оборонительных рубежей силами истребителей имеет свои оообенности и трудности. Самая главная из них – это сложность отыскания и выхода на входные ориентиры. У лётчика впереди имеется непросматриваемый конус – мотор. Из-за этого разведчику-истребителю всё время приходится делать эволюции своим самолётом. И ещё одна трудность – лётчик одновременно пилотирует самолет, ведет ориентировку и следит за воздухом.

В зависимости от степени противодействия истребителей противника мы высылали на фотографирование 2–3 пары истребителей. Из них одна пара фотографирует, а остальные на различные высотах прикрывают её. Нашим истребителям-разведчикам не раз приходилось встречать над фотографируемым рубежом «Мессершмитты». И всегда эшелонированное по высоте прикрытие давало разведчикам возможность выполнить свою задачу.

К входному ориентиру истребитель-разведчик обычно подходит с превышением над заданной высотой фотографирования на 500–600 м. Подходит он под углом в 90° и таким образом осуществляет выход на входной ориентир. Далее лётчик со снижением высоты (до заданной) уточняет курс. В момент, когда самолёт подходит к началу боевого пути, лётчик приступает к фотографированию. При этом, конечно, строго выдерживаются курс, высота и скорость.

В небольших масштабах разведка оборонительных рубежей производилась и штурмовиками. Они вели перспективную с'емку с малых высот, а иногда – и с бреющего. Это позволило вскрыть отдельные очаги управления, недоступные для дешифровщика, особенно когда фотографирование производилось в мелком масштабе.

Штурмовики как разведчики оборонительных рубежей использовались нами главным образам в плохую погоду. «ИЛ'ы» в отдельных случаях вели разведку вражеской обороны не только путём фотографирования, но и визуально. Как-то нашему наземному командованию нужно было установить, заняты ли пехотой противника окопы на переднем крае, а также выяснить места, где установлены миномётные батареи немцев. В этот день высота облачности была 150–200 м. Видимость ограниченная. На разведку пошли штурмовики. Маскируясь оврагами и лесами, они неожиданно для немцев вышли в указанный район и выполнили задание.

Аэрофоторазведка оборонительных рубежей только тогда даёт ощутимый эффект, если её результаты будут своевременно доведены до наземных командиров. В практике нашей работы установился такой порядок: каждая фотосхема оборонительного рубежа передается в топографический отдел. Здесь на основе фотосхем составляются карты в масштабе 1:25000. Карты эти используются наземными командирами, вплоть до командиров рот и батарей.

Наши лётчики за время наступательных операций на Западном фронте проделали большую работу по разведке немецких оборонительных рубежей. Разведчики одного подразделения сфотографировали площадь до 15000 кв. км. Только в порядке подготовки наступления на одном из участков фронта они, разведали оборону немцев, сфотографировали площадь в 4300 кв. км.

Разведчики–истребители из другого подразделения засняли площадь в 1200 кв. км. На одном из участков фронта лётчики, своевременно вскрыв оборонительную систему немцев, точно указали пехоте наиболее правильные пути прорыва вражеской обороны. Они дали возможность пехоте, танкам обойти основные узлы сопротивления и тем самым дезорганизовать немецкую оборону на этом участке.

Майор И. Болдырев.

Западный фронт.