Бурцев

Голубев

Дятлов

Еремин

Иванов

Крюков

Мешков

Савушкин

Хромов

Черемуха

Шикурин Иван Николаевич (автор)

Капитан И. Шикурин 
// Сталинский сокол 02.04.1943

Лётчик-агитатор у техников

– Что, на машине Голубева мотор снимают? – спросил вошедшего командира эскадрильи его заместитель по политической части капитан Иванов.

– Да, ещё один самолёт завтра не выйдет на боевое задание, – озабоченно ответил капитан Савушкин.

– Фёдор Иванович, мне кажется, что ваш технический состав начал отставать.

– Я и сам так думаю, – ответил Савушкин. – Займусь я этим с инженером, а вы давайте по своей линии.

В тот же вечер на заседании бюро в партию принимали молодого лётчика-комсомольца Хромова. О боевой работе ему почти не задавали вопросов. В полку все знали, что он смелый воздушный боец, имеет на своем счету четыре сбитых немецких самолёта. Хромова приняли единодушно.

Когда окончилось заседание, капитан Иванов подошёл к Хромову с предложением:

– Вы работаете членом редколлегии «Боевого листка». Если вам как молодому коммунисту поручить провести беседу, скажем, среди технического состава, сможете вы это сделать?

– Насчет политики без помощи трудно. Вот что касается боевых разворотов, заходов в хвост «Мессеру». – это хоть сейчас сейчас. Но если помогут приготовиться, проведу беседу и по текущему моменту...

Тёмной морозной ночью Иванов пробирался на стоянку самолётов эскадрильи. Давно уже закончился ужин, но возле самолётов продолжали работать люди. На самой крайней машине бригада ремонтников снимала мотор. Подобно светлячкам, вспыхивали в темноте карманные электрические фонари. Сюда и направился капитан Иванов.

Механик Бурцев подробно доложил о ходе ремонта. Иванов смотрел, слушал, советовался, что-то записывал, вникая во все детали дела.

Сразу всплыло место разных вопросов, и все они, помимо инженера, касались также Иванова как заместителя командира эскадрильи по политической части.

На рассвете, возвращаясь с аэродрома к себе, капитан Иванов уже обдумывал на ходу меры, проведение которых поможет улучшить работу техников.

...Первое партийное поручение овладело всем существом Хромова. Было приятно сознавать, что он уже реально помогает партии. Но вместе с тем его грыз червячок сомнения: «Не осрамиться бы перед товарищами».

Днём до обеда погода была ясная. Хромов три раза летал на боевые задания, участвовал в пяти воздушных схватках, сбил совместно с лётчиком Черемухой одного «Мессершмитта». А вечером он пошёл к заместителю по политической части капитану Иванову.

Тему первой беседы выбрал по желанию самого Хромова – «От Сталинграда до Донбасса». Беседовали долго. Большие трудности встречались начинающему агитатору. На аэродроме, базирующемся у линии фронта, даже газеты поступали нерегулярно. А беседу нужно сделать живой, интересной, насытить её конкретным материалом, чтобы она убеждала и помогла мобилизовать техников.

Хромов вернулся к себе и сразу же приступил к делу. Он поговорил с сержантом Крюковым – художником «Боевого листка», затем потолковал с фотолюбителем – старшиной Ереминым – и, собрав все имеющиеся в подразделении газеты и журналы, начал готовиться.

...В землянке техсостава полно. Из уважения к новому, молодому агитатору никто не курит. На беседу пришли командир эскадрильи и его заместитель.

Взоры всех прикованы к огромной карте, вычерченной на двух склеенных полотнах трофейной бумаги. Это – схематический план Сталинграда и его окрестностей.

Из всех имевшихся под рукой документов и материалов Хромов выжал всё без остатка. Он даже сделал кое-какие математические расчёты. Слушатели ясно представили себе огромнее количество взятых под Сталинградом трофеев. Агитатор привёл любопытный факт: если все захваченные немецкие автомашины выстроить вдоль дороги с интервалом в один метр, то получится колонна длиною около пятисот километров.

Агитатор рассказывает о зверствах, чинимых немцами во временно захваченных советских районах. За фактами ходить недалеко: полк расквартировал в селе, недавно отбитом у гитлеровцев. Кроме того, Хромов располагает документами: фотоснимки старшины Еремина о преступлениях гитлеровцев наклеены на обратной стороне карты...

Со знанием дела говорит молодой агитатор о задачах лётчиков и техников в период наступательных боев.

На другой день в общежитиях летного состава, в землянках у специалистов, в штабе полка, в столовой ходила молва о рекорде механика Бурцева, установившего новый мотор за восемь часов.

Очередной номер ежедневного «Боевого листка» в эскадрилье Савушкина был целиком посвящён подвигу механика Бурцева. В этот же день моторист Дятлов и оружейник Мешков падали заявления о приёме в партию.

После обычного доклада инженера о состоянии материальной части в эскадрилье капитан Савушкин, как бы мимоходом, отметил, что технический состав сегодня неплохо поработал и что взятые темпы надо удержать.

Агитационная деятельность молодого летчика Хромова началась. К каждой беседе он относился, как к боевому заданию. Отлично зная все тонкости эксплоатации материальной части, Хромов всегда умел найти нужные, убедительные слова, когда ему приходилось вести работу среди техников, мотористов и оружейников, указать на определенные недостатки в работе конкретных людей.

Технический состав заметно подтянулся, резко сократились сроки восстановительного ремонта самолётов.

Над полем боя происходили жаркие схватки наших истребителей с немецкими. В один из таких горячих дней лётчик Хромов сбил одного «Ме-109» и подбил в групповом бою «Юнкерса».

Улучив свободную минуту между вылетами, Хромов рассказал техсоставу эскадрильи о боевой работе лётчиков за этот день. Беседа на-коротке принесла пользу. Несмотря на ветер и холод, техники, мотористы и оружейники за ночь восстановили и ввели в строй пять повреждённых в воздушных боях самолётов.

Быстро пронеслись недели боевой напряжённой работы. Н-ский истребительный полк вслед за наземными частями продвинулся на запад.

Поздней ночью в жарко натопленной украинской хате сидели за столом капитан Савушкин и его заместитель.

– Так вот, – заявил комэск, – мы представим Бурцева и его помощников к наградам. Командир полка отметил сегодня, что материальная часть вашей эскадрилья находится в самом исправном состоянии.

– Это и есть результат «клещевого охвата», – с добродушной улыбкой сказал капитан Иванов.

Капитан И. Шикурин.

Действующая армия.