Безродный Владимир Кириллович

Грачев Иван Петрович

Кисляков Анатолий Васильевич

Красновский Федор Иванович

Макаренко Николай Федорович

Миронов Сергей Иванович

Шашкин В. (автор)

* * *

Принадлежность:

153 иап

Капитан В. Шашкин 
// Сталинский сокол 09.04.1943

На американском истребителе «Белл–Аэрокобра-1»

Ранней весной 1942 года на один из наших прифронтовых аэродромов прибыли новые самолёты. Лётчикам полка, только что приехавшим сюда за новой материальной частью, рассказали, что эти машины нам прислали из Америки, истребитель называется «Белл-Аэрокобра-1» с мотором Аллисон. Бывалые воздушные бойцы пытливо приглядывались к новой машине.

На аэродроме началась страдная пора переучивания. Технический состав полка под руководством инженер-майора Красновского осваивал новую материальную часть. Для практики техники сняли и вновь установили мотор, закончив эту работу за три часа.

Лётчики изучали аэродинамические качества нового самолёта, пробовали его манёвр на вертикали и вираже. Пилотам нравились и простота и лёгкость в управлении. «Кобра» была устойчива и неохотно шла в штопор. На вираже, когда пилот перетягивал ручку и передавал ногу, машина всем своим поведением как бы предупреждала момент наступления штопора. Лётчики горели желанием скорее проверить в бою качества американского истребителя.

Полк, получив на вооружение американский истребитель «Белл-Кэрокобра-1», прибыл на Воронежский фронт. Немцы в то время подвергали один город ожесточенным атакам с воздуха, и сразу же «кобрам» пришлось выдержать первый и жестокий бой с группой немецких бомбардировщиков и истребителей. 12 «кобр» под общим командованием Героя Советского Союза майора Миронова встретились с группой «Ю-88» и «Дорнье-217», прикрытых «Мессершмиттами». «Кобры» преградили путь 21 самолёту противника и первыми навязали бой. Применяя широкий манёвр по горизонтали и вертикали, советские лётчики расстроили боевой порядок немцев, изолировали бомбардировщиков от их истребителей и сбила 7 самолётов на подступах к городу.

А на другой день 13 наших «кобр», ведомых капитаном Макаренко, вступили в бой с 70 самолётами противника, среди которых было 50 бомбардировщиков и 20 истребителей. Бой преимущественно происходил за облаками на высоте 2.500–3.000 метров. В этой схватке с русскими лётчиками немцы потеряли 7 своих самолётов, с нашей стороны потерь не было. Раненный в руку, ведущий Макаренко совершил благополучную посадку на своём аэродроме.

На Воронежском фронте лётчики полка нанесли серьёзный урон немецкой авиации.

Эта победа была одержана не только потому, что американские истребители хорошего качества, но и благодаря умению наших лётчиков, сочетающих высокую тактическую выучку с личной храбростью и отвагой, сумевших в короткий срок освоить новую машину.

Победы «кобры» на Воронежском фронте заставили немцев существенно изменить тактику воздушного боя. Выявились все слабые стороны «Меесершмитта», приспособленного для боя на вертикали с преобладанием высоты. Если до этого немцы ходили преимущественно парами или одиночными самолётами и нападали воровски со стороны солнца или из-за облаков, то после боёв с «коброй» они поняли, что теперь их манёвр себя не оправдывает. Если «Мессерам» иногда и удавалось зайти в хвост «кобре», то лётчик быстро ставил свою машину в глубокий вираж и таким образом оказывался в хвосте у «Мессершмитта». Несколько очередей в упор решали участь немцев, которые отваживались близко подойти к «кобре». Для противодействия нашим новым истребителям немцы стали увеличивать количество самолётов в группе. Всё реже и реже можно было встретить одиночного «Мессершмитта». Зато чаше стали завязываться бои с группами «Ме-109», которые пытались взаимодействовать огнём в паре. Однако этот тактический приём не изменил положения дел.

«Кобры» встретились также с воздушным противником в районе Демянска. Ограниченность посадочных площадок и своеобразные условия лесисто-болотистой местности значительно осложняли аэродромный маневр американского истребителя. Однако наши люди, эксплоатирующие эту машину, добились и здесь решающего перевеса над противником. Условия зимы заставили заменить узлы ног шасси. Техники сделали узлы более надёжными, выдерживающими посадку самолёта даже на не приспособленной для «кобры» полевой площадке.

Первая встреча «кобры» с «Мессершмиттами» протекала здесь следующим образом. Четвёрка «кобр», ведомых гвардии капитаном Кисляковым, перехватила на пути восемь «Ме-109г», направлявшихся к одному нашему аэродрому. Не успели немцы опомниться, как первых двух «Ме-109г» на одном заходе сбил Кисляков. Фашисты пытались уйти вверх и получить преимущество в высоте. Однако «кобры» неотступно преследовали их. Ещё два немецких истребителя пали горящими на землю. Остальные, увидя такой исход боя, бежали на свою территорию. Этот скоротечный воздушный бой наглядно убедил немцев, что они имеют дело с такой машиной, которая не уступает «Ме-109» на вертикали и намного превосходит его в манёвре по виражу. Вскоре разыгрался бой, который ещё раз показал, что «кобра» в опытных руках советского пилота бьёт и новый немецкий истребитель «Фокке-Вульф-190». «Кобры» под командой Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Грачева сопровождали наших бомбардировщиков над полем боя. При развороте на обратном маршруте наши лётчики встретили пять «ФВ-190», которые пытались атаковать слева снизу группу бомбардировщиков. Советские лётчики вступили в бой, который вёлся преимущественно на виражах. В результате десятиминутной схватки лётчики сбили три «ФВ-190» и без потерь вернулись на свою базу. Этот бой показал, что «кобра» в манёвре по горизонтали нисколько не уступает новому немецкому истребителю «Фоке-Вульф-190», имеющему, как известно, неплохие качества на вираже.

Пытаясь завоевать господство в воздухе, немцы применили тактику комбинированных групп истребителей. Всё чаще и чаще стали появляться «Мессершмитты» вместе с «ФВ-190», причём тактический приём немцев заключался, в том, чтобы «Фокке-Вульфами» расстроить огневое взаимодействие нашей группы, а «Мессершмиттами» бить отколовшихся от строя. Приём не удался. «Кобры» провели на северо-западе много воздушных боёв с комбинированными группами истребителей противника и всякий раз выходили победителями. Однажды четвёрке «кобр» под командой гвардии старшего лейтенанта Безродного пришлось вести одновременно бой с «Мессершмиттами» и «Фоке-Вульф-190», которые пытались напасть на наши бомбардировщики. Примечательно, что за всё время этого боя «Мессершмитты» держались в стороне и немедленно удирали, как только рядом с собой замечали «кобру». «Фокке-Вульфы» не лезли в лобовую атаку, пытаясь заманить наших лётчиков в клещи. Но в результате они сами попадали под огонь «кобр», умело взаимодействовавших в паре. В этом бою немцы потеряли двух «Фока-Вульф-190» и одного «Мессершмитта». Нашим же самолётам они не смогли нанести никакого урона.

Немцы упорно ищут слабые стороны «кобры», но всюду их встречает умение наших лётчиков, отлично эксплоатирующих американскую машину, в совершенстве использующих её вооружение. В итоге трёхмесячных боёв на Воронежском фронте и затем в районе Демянска полк, использовавший «Белл-Аэрокобра-1», сбил в воздушных боях 33 самолёта противника. Русские лётчики ваяли от американского самолёта всё, что он может дать.

Капитан В. Шашкин.