Герои публикации:

Гаммерл Карл

Ларин Ф. (автор)

Подполковник Ф. Ларин 
// Сталинский сокол 09.04.1943

Тактика фашистской авиации

С наступлением весны немецкая авиация стала проявлять большую активность. В отдельные дни на небольшом участке фронта отмечается до 200 самолёто-вылетов истребителей и бомбардировщиков.

Что нового наблюдается в тактике фашистской авиации по сравнению с прошлым годом?

Если весной и летом 1942 г. немцы наносили массированные удары по нашим войскам и крупным населенным пунктам и «висели» в течение всего дня над полем боя, то теперь они пускают свою бомбардировочную авиацию мелкими группами в количестве 3–6 и не более 12 самолетов.

Отсутствие посадочных площадок вблизи линии фронта в связи с весенней распутицей заставляет немцев действовать с глубинных аэродромов. Как правило, на одном и том же аэродроме базируются истребители и бомбардировщики, иногда до 100 единиц. Без прикрытия аэродрома истребительной авиацией бомбардировщики посадки не производят.

Фашисты используют также отдельные передовые аэродромы не только для подскока. Транспортные самолёты «Ю-52» постоянного базирования на фронтовых аэродромах не имеют, но ежедневно на каждом аэродроме бывает до 10 машин. Они подвозят горючее и боеприпасы, обратно берут раненых.

Об этом свидетельствуют показания немецкого лётчика обер-фельдфебеля Карла Гаммерла, самолёт которого был сбит нашей ЗА. Карл Гаммерл состоял в 1 группа 52 истребительной эскадры, которая прибыла на советско–германский фронт в июне 1942 г. из Голландии. В августе его группа была переброшена на Орловский аэродром, где пробыла до сентября. В это время потребовались резервы под Сталинградом. Но недолго пришлось пробыть там гитлеровцам. Когда началось наше наступление, авиагруппа была переброшена на тыловой аэродром. В течение трёх месяцев лётчикам пришлось сменить восемь аэродромов. Их перебрасывали из Россоши в Иловское, оттуда в Уразово, потом в Старый Оскол, Курск. Харьков, Полтаву. В конце концов некоторые из них нашли себе могилу или попали в плен.

Бомбардировочная авиация противника днем действует под прикрытием истребителей по боевым порядкам наших войск. Отмечена также бомбардировка железнодорожных станций, крупных населенных пунктов и путей подхода наших войск. При налете на один населенный пункт немцы нанесли эшелонированный удар по 3-4 самолёта в каждой группе. Первый заход сделали со стороны солнца на высоте 1000 метров и бомбили с пикирования. Второй заход делали уже на большей высоте, совершая противозенитный маневр.

При облачности днем бомбардировщики действуют на малых высотах одиночными самолётами, маскируясь под нижней кромкой облаков. Поэтому перед нашими лётчиками-истребителями стоит задача отрезать пути вражеских самолётов к облакам и тем самым облегчить себе уничтожение их.

Ночью фашистская авиация действует с малых высот, стремясь деморализовать население и изматывать наши войска. При этом высылаются эшелонировании по времени 2–3 самолета, которые делают по нескольку заходов, сбрасывая по 1–2 бомбы. При сильной ПВО немцы действуют с больших высот, применяя подсвечивание.

Основные марки бомбардировочной авиации остались прежними: в большинстве «Ю-88», меньше «Хе-111», «До-215» и «Ю-87».

Воздушную разведку немцы продолжают вести на больших высотах (4–5 тыс. метров), производя фотографирование об'ектов.

Тактика немецких истребителей в воздушных боях сводится к тому, чтобы иметь преимущество в высоте, вести бой на вертикалях. Летают обычно парами, построившись по фронту. При атаке заходят сверху в хвост, с последующим переходом в повторную атаку снизу и в хвост. Дистанция открытия огня 200–150 метров.

Типы истребительной авиации на нашем участке фронта представлены в основном модернизированным самолётом «Ме-109», реже «Ме-110» и «Фоке-Вульф-190». Следует отметить, что «Ме-110» используются немцами как разведчик на глубину от 50 до 200 км.

Несмотря на возросшую активность вражеской авиации за последние дни, наши лётчики являются хозяевами воздуха. Только за последние несколько дней лётчики Н-ской авиачасти сбили 15 фашистских самолётов.

Подполковник Ф. Ларин.

Действующая армия.