Дмитриев Николай Павлович

Песков Павел Ильич (автор)

* * *

Принадлежность:

5 гв. иап

Герой Советского Союза майор П. Песков 
// Сталинский сокол 16.04.1943

Командир в бою

В моей практике был такой случай. Я повёл группу истребителей штурмовать вражеский аэродром. Погода была скверная, облачность низкая. Все же выполнить приказ можно было. Однако обстоятельства сложились так, что я лично вынужден был выйти из боя и решил: передам командование заместителю. Но оказалось, что вышла из строя радиосвязь. Я развернулся и взял курс на свой аэродром. Гляжу – группа летит за мной, как за командиром. Вот тут я понял, какую серьёзную ошибку совершил, не установив перед вылетом условные сигналы. Но было уже поздно. Как ни старался я дать понять заместителю и всей группе, что сдаю командование и что им надо продолжать выполнение боевого задания, ничего не получалось. Группа послушно летела за мной. Задание было сорвано.

С тех пор я навсегда усвоил правило: главное условие надежного управления группой истребителей – договоренность на земле. Радиосвязь – великолепное средство и служит нам в боях прекрасно, но оно не исключает необходимости иметь несложную систему сигналов, В бою летчик смотрит на командира и по его поведению, не получив никакого приказа по радио, определяет собственную задачу – кого атаковать, прикрывать, сковывать.

Главную работу по управлению боем командир группы должен сделать до вылета. Готовиться к воздушному бою надо на земле. В момент стремительного сближения с противником командир не может долго обдумывать свою тактику и об'яснять её подчинённым. У него считанные мгновения только на то, чтобы принять решение и отдать приказ группе. Управление в процессе боя затруднено тем обстоятельством, что командир сам дерётся: затрудним оно также быстротечностью и широким пространством, исключающий иногда возможность видеть все детали воздушной схватки, растянувшейся на много километров по горизонту и на тысячи метров по вертикали. Поэтому нужно ещё на земле разобрать с группой все возможные случаи и обстоятельства, начертить несколько схем, чтобы каждый летчик знал, как предполагает командир драться в тех или иных условиях, что ждёт он от своего заместителя и от всех подчинённых.

Группа должна хорошо понимать своего командира. Это – основное условие, определяющее слетанность. Команда в бою бывает обычно короткой и четкой, но порой одно слово командира может означать очень многое и приводить к исполнению сложного манёвра. Поэтому в группе, должна быть привычка к определенным командам, выработанным на земле, в тренировочных полетах и в воздушных боях.

Основное средство руководства воздушным боем – личный пример командира. Если командир дерется энергично и смело, группа сражается так же. В одной части я знал летчика С. Его боевой опыт был невелик. Мы заметили, что у С. нехорошая привычка – вести огонь с большей дистанции. Но однажды нам удалось в одном из воздушных боёв показать ему, как нужно сбивать врага огнем с короткой дистанции. И он, так сказать, «втянулся», начал в этом же бою атаковать напористо, подходить к противнику вплотную и в результате сбил одного немца меткой очередью с короткой дистанции. С тех пор С. стал хорошим воздушным бойцом.

Личным примером, сигналами и командами по радио командир обязан при всех условиях руководить течением боя. Для этого в первую очередь он должен занять такое место в боевом порядке, которое позволит ему видеть своих людей и всё поле боя. Выбор места зависит от конкретных условий (выполняемая задача, состав группы, погода, высота, характер фона и др.).

Перед вылетом командир проверяет, как воспринимаются его сигналы по радио подчиненными. Взлетев, он сейчас же связывается с КП. Есть много примеров использования радиосвязи в воздухе в тактических целях. В руках грамотного командира радиосвязь – могучее средство. Как-то раз, во время операции в среднем течении Дона, группа истребителей во главе с капитаном Дмитриевым дралась с «Юнкерсами». В разгаре схватки командир заметил, что над местом боя ходит пара «Мессершмиттов». Они ожидали удобного момента для того, чтобы атаковать нашу группу. Капитан Дмитриев дал команду своему заместителю: паре отделиться, набрать высоту и связать немецких истребителей. Это было выполнено. Оставшиеся продолжали атаковать бомбардировщиков и, действуя уверенно, так как были прикрыты от внезапного удара, сбили четыре немецких самолёта.

Бывают случаи, когда командир, отдавшись азарту боя, забывает о своей роли руководителя группы. Так было однажды и со мной. В прошлом году мне пришлось как-то вести группу из восьми самолётов. Мы увидели «Мессершмиттов». Их было также восемь, но у нас было преимущество в высоте. Обе наши четвёрки ринулись в атаку. Я был в верхней четверке и атаковал вместе со всеми. Сразу же два «Мессершмитта» были сбиты. Но в эту минуту появилась вторая восьмёрка немцев и атаковала нас сверху сзади. Это резко ухудшило положение моей группы. Нам пришлось расколоться в вести бой каждой четверке против восьми немецких истребителей. Наши лётчики дрались хорошо, и соотношение потерь, несмотря на неравные силы, оказалось в нашу пользу: мы сбили четырёх немцев и потеряли три машины. Но этот бой мог бы дать лучшие результаты, если бы я перед первой атакой подал команду одной паре отделиться и прикрыть остальных сверху. Командир обязан грамотно вести свою группу в бой. Оставаясь горячим, задорным воздушным бойцом, он в то же время должен принимать благоразумные тактические решения, так как отвечает за исход боя в целом.

Командир группы должен воспитать в себе умение в самые горячие мгновения боя подавать команды спокойным, решительным тоном, не выкрикивать их, а произносить ясно и твердо. Это, во-первых, даст лучшую слышимость, а во-вторых, хорошо влияет на подчиненных, потому что ничто так не передаётся летчику, как волнение или спокойствие командира.

Командир группы обязан и может при помощи радиосвязи поддерживать в подчинённых во время воздушной схватки уверенность в своем преимуществе над противником, хладнокровие и боевой дух. Для этого достаточно одного-двух слов, сказанные во-время.

Герой Советского Союза майор П. Песков.