Бывшев Виктор Иович

Веремеенко Виктор Тимофеевич

Дьячко Николай Кононович

Крылов Иван Васильевич

Найденов Николай Алексеевич

Хохлов Иван Ильич

Ненашев Василий Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

563 иап

Полковник В. Ненашев 
// Сталинский сокол 23.04.1943

«ЯК» против «ФВ-190»

Лётчика нашей части в последи ее время чаще всего встречаются с «Фокке-Вульф-190». Этот скоростной одноместный истребитель, простой по технике пилотирования и устойчивый при пикировании, имеет, однако, рад существенный: недостатков, ограничивающих его маневренность: тяжёлый полетный вес (3.320 кг.) и большую удельную нагрузку на 1 кв. метр (2.054 кг.).

За короткое время лётный состав нашей части сбил 7 «ФВ-190», не потеряв при этом ни одного своего самолёта. Ни одной потери не имели и сопровождаемые нами штурмовики. Приведём несколько примеров боевых встреч с «ФВ».

Звено в составе старшего лейтенанта Крылова, сержанта Дьячко и старшего сержанта Хохлова сопровождало шестёрку «ИЛ’ов». При развороте штурмовиков на цель со стороны солнца сзади сверху Хохлова атаковала пара «ФВ». Вторая пара вступила в бой с Крыловым и Дьячко. Хохлов сделал резкий разворот влево. «ФВ», имея большую скорость, в вираж не пошли, а сделали горку. В это время, развернувшись на 30 градусов, Хохлов слева заметил третью пару «ФВ» и пошёл на сближение с ними. Ведущий третьей пары стал обходить Хохлова слева, стремясь зайти ему в хвост, в то время как ведомый шёл в лобовую атаку. Хохлов пошёл со скольжением правее ведомого и, поравнявшись с ним, резко ввёл свой «ЯК» в левый вираж, чтобы зайти немцу в хвост. Однако заметив, что ведущий немец пытается осуществить такой же манёвр, Хохлов до предела уменьшил радиус виража, свалил самолёт на крыло и сделал полвитка штопором, тем самым сорвав замысел врага. Набрав скорость, Хохлов снова пошёл на сближение и с дистанции в 100 метров дал длинную очередь по ведущему. «ФВ» резко бросились вправо и ушли со снижением в сторону своих войск.

В это время внизу другая пара «ФВ» атаковала «ИЛ’ы». Поспешив на выручку, Хохлов с дистанции в 50 метров дал длинную очередь по одному из «ФВ». Немецкий самолёт свалился на правое крыло и, дымясь, пошёл к земле, а после двух дополнительных очередей Хохлова вспыхнул и врезался в лес.

Немцы часто используют «ФВ-190» совместно с «Ме-109». Перед «ФВ-190» в таких смешанных группах ставится задача – вести бой на лобовых атаках, в то время как «Ме-109» стараются атаковать сверху.

Сопровождая штурмовики, четвёрка наших «ЯК’ов» под командованием капитана Веремеенко недавно встретилась с истребителями противника. Четыре «ФВ-190» патрулировали на высоте 2.500 метров, а на 500 метров выше них ходила пара «Ме-109». Два «ФВ» вступили в бой с нашей ведущей парой. Атаковав в лоб самолёт капитана, пилот «ФВ» открыл огонь с дистанции 600–700 метров. Увидев трассу противника, Веремеенко, не меняя курса, пошёл со снижением, тем самым не давая врагу прицелиться. В это время сверху, со стороны солнца, на «ЯК’ов» спикировали «Ме109». Веремеенко резко отвалил влево и, когда «Мессеры» выходили из пикирования, развернулся, оказавшись выше противника. «Мессершмитты» пошли в левый боевой разворот, а Веремеенко, воспользовавшись преимуществом в высоте, атаковал вместе с капитаном Бывшевым их ведущего, который после двух очередей загорелся и упал на землю. Второй «Мессершмитт» поспешил удрать.

Веремеенко и его ведомый поспешили на выручку второй пары «ЯК’ов», защищавшей сопровождаемых штурмовиков от атак «ФВ». Завязался бой на виражах. Один из «ФВ», делая правый вираж, пытался зайти в хвост капитану Бывшеву, но Веремеенко настиг немца длинной очередью. «Фокке-Вульф» загорелся и упал в лес. Это был второй вражеский самолёт, сбитый капитаном Веремеенко в одном бою.

Успешно дрался с «ФВ-190» на самолёте «ЯК-1» и старший лейтенант Найденов. Один против четырёх он не только вышел из боя невредимым, но и сбил вражескую малышу.

Немцы хвастливо заявляли, что «ФВ-190» является грозой для всех существующих в мире истребителей. Однако проведенные бои показывают, что «ФВ» можно сбивать и на вертикальном и на горизонтальном манёвре. Выгоднее всего вести атаки с дистанции от 200 до 50 метров, обстреливая уязвимые места короткими очередями под ракурсом ¼ и 2/4 с наборам высоты до 4.000–5.000 метров, так как «ЯК-1» в этом диапазоне высот имеет лучшие качества. При этом необходимо иметь в виду, что излюбленным методом выхода из боя немецких лётчиков на самолёте «ФВ-190» является резкое пикирование до бреющего полёта.

Полковник В. Ненашев.