Гольцов Василий Петрович

Сухин

Болдырев Иван Тимофеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

10 оадрп

Майор И. Болдырев 
// Сталинский сокол 23.04.1943

Разведка войск противника в лесу

Опыт войны показал, что противник широко использует лесные массивы для маскировки своих войск и техники. На нашем участке фронта немцы в своё время, готовясь к наступлению, сгруппировали в лесу 400–500 танков. На другом участке фронта, чтобы парировать наш удар, они также использовали лес для сосредоточения своих резервов.

Такая тактика противника ставит перед нами задачу – систематически вести воздушную разведку лесных массивов. Это тем более важно, что на огромном протяжении фронта раскинулись густые леса.

Вскрыть сосредоточения войск противника в лесу – один из наиболее сложных видов авиационной разведки. От экипажа здесь требуются отличная подготовка, большой опыт, особая зоркость. Трудность заключается в том, что с больших и средних высот не только визуальное наблюдение, но даже фотографирование не всегда даёт желаемые результаты – войска противника, сосредоточенные в густых лесах, не просматриваются. Поэтому основное условие успешной разведки леса – это полёт на малой высоте с применением фотоаппаратов.

Существует ряд общих признаков, демаскирующих войска, находящиеся в лесу. Независимо от времени года разведчик может обнаружить противника по дыму от костров и кухонь, по свежим с’ездам с дорог, ведущих в лес. Опытный лётчик при систематическом наблюдении обнаружит врага по движению отдельных машин и повозок, направляющихся в лес. Отсюда вывод: при разведке лесных массивов особенно необходимо систематическое и тщательное наблюдение, главным, образом за опушками.

Командование наземного соединения получило сведения, что к линии фронта движется немецкая автоколонна, растянувшаяся на два километра. В течение 20 минут три экипажа летали в районе, указанном наземным командованием, но колонны обнаружить не удалось. Неожиданно внимание одного из экипажей привлекли отельные повозки и несколько орудий. Они сворачивали с основной дороги в лес. В этот район вылетели истребители-разведчики. Снизившись до высоты 400–600 метров, они обнаружили свежие глубокие с'езды с основной дороги в лес. Лётчики сделали правильный вывод: колонна скрылась в лесу. Последующая наземная разведка подтвердила этот вывод: противник скрылся в лесу, чтобы ночью занять огневые позиции в этом районе.

При появлении воздушного разведчика враг обычно ничем не выдаёт своего присутствия в лесу. Но стоит только сбросить несколько бомб, открыть пушечно-пулемётный огонь, и «безмолвный» лес начинает «говорить» языком зениток. Вот почему, как правило, наши лётчики разведку войск противника в лесу сопровождают штурмовкой. Разведка боем открывает большие возможности для использования различных типов самолётов.

Истребители обычно ведут разведку на высоте от 1.500 до 800 метров. В тех случаях, когда нужно особо тщательно просмотреть леса, истребители снижаются до бреющего полёта. Если командир принимает решение вести разведку одновременно со штурмовкой, то вылетают 2–3 пары истребителей. Расчёт такой: одна пара штурмует, другая ведёт наблюдение за лесом, а третья в это время прикрывает разведчиков с воздуха.

В ограниченно-лётную погоду для разведки лесных массивов широко используются штурмовики. Они идут на задание без прикрытия и на малой высоте «прочесывают» леса.

Во всех случаях – какой бы самолёт ни шёл на разведку – мы применяло наряду с визуальным наблюдением фотографирование. При этом очень важно правильно выбрать участок для фотографирования. Как правило, немцы не уводят свои войска и технику в глубь леса. Поэтому в первую очередь и наиболее полно фотографируются опушки.

Иногда противник столь тщательно маскирует свои войска, что приходится посылать подряд самолеты разных типов. По данным наземного командования и по показаниям пленных, в лесу, южное П., предполагалось скопление немецких танков и пехоты. На разведку полетели «Пе-2». Экипажи вернулись, заявив, что ничего обнаружить не могли. Командование послало тогда «ИЛ‘ы». Штурмовики «прочесали» лес с малых высот, порой переходя на бреющий. Им удалось обнаружить скрытые в лесу танки. Тогда вновь были посланы в этот же район «Пе-2» с задачей сфотографировать лес. Фото подтвердило данные разведчиков-штурмовиков.

Хорошие результаты даёт ночная воздушная разведка вражеских войск в лесу. Для этой цели широко используются самолёты типа «У-2» и «Р-5». Ночью лес «оживает» – противник в это время перегруппировывает свои войска. Экипажи «У-2» и «Р-5» снижаются до 600–800 м. и с этой высоты ведут наблюдение. Вспыхнувший внизу костёр, блеснувшая в темноте фара автомашины дают возможность лётчику или штурману установить наличие вражеских войск. Почти во всех случаях (за исключением особо светлой, лунной ночи) разведчики на «У-2» и «Р-5» применяют подсвечивание. Именно этим методом лётчики одного из подразделений обнаружили в одном лесу скопление танков и автомашин. Используя данные разведчиков, командование нацелило на этот лес лёгкие бомбардировщики. В течение всей ночи наши лётчики бомбили скопление танков н автомашин в лесу.

В другом случае разведчики этого же подразделения – экипаж старшего лейтенанта Сухина – в небольшом лесу заметили костры. Лётчик «подсветил» лес. При ярком свете с высоты 600 м. экипаж «У-2» увидел скрытую в лесу колонну автомашин. В ту же ночь над лесом появились наши бомбардировщики. Колонна была уничтожена.

При организации воздушной разведки в лесной местности очень важна преемственность в работе дневных и ночных экипажей. Наблюдения, которые велись днём, должны быть во всех деталях известны «ночникам». Если днём машины вошли в лес, то очень важно проследить, не вышли ли они оттуда. Эту преемственность необходимо соблюдать даже тогда, когда разведчик днём следит за дорогой, которая не проходит через лес. Практика показала, что к вечеру машины часто устремляются в лес (реже в населенные пункты).

Недавно экипаж капитана Гольцова обнаружил, что по большаку движется до 400 немецких автомашин. Весь день непрерывно с воздуха велось наблюдение за движением этой колонны. К вечеру удалось установить, что машины вышли на большую автомагистраль, идущую к городу, расположенному близ густых лесов. Данные дневной разведки передали «ночникам». Это облегчало их задачу. Их легко удалось установить, что колонна автомашин, придя в район города, на ночь рассредоточилась в лесах.

За последнее время среди наших разведчиков появились мастера наблюдения за лесами. Но нам надо ещё много работать, чтобы вполне овладеть этим сложным видом воздушной разведка. В частности, большие задачи стоят перед аэрофотослужбой и особенно перед инженерами, работающими над аэрофотоаппаратурой. Они во многом могут и должны облегчить разведчикам фотографирование войск и машин, скрытых в лесу.

Майор И. Болдырев.
Действующая армия.