Буз Борис Иосифович

Грачев Иван Петрович

Карницкий

Корнев Николай Павлович

Милехин Борис Дмитриевич

Пилипенко Сергей Яковлевич

Родин Михаил Павлович

Скорый Иван Захарович

Смирнов Алексей Семенович

Углянский Петр Дмитриевич

Чаплиев Юрий Михайлович

Шилкин Иван Никитович

Яншин Николай Архипович

Левченко А. (автор)

* * *

Принадлежность:

28 гв. иап

Секретарь партийного бюро Н-ской части гвардии капитан А. Левченко 
// Сталинский сокол 23.04.1943

Парторг и его боевой актив

Партийная организация эскадрильи призвана своим большевистским влиянием сплачивать подразделение, постоянно поднимать его боеспособность. Воя её деятельность направлена прежде всего на то, чтобы обеспечить строгое соблюдение воинской присяги каждым военнослужащим, крепить дисциплину и высокую моральную устойчивость бойцов и командиров.

Велика при этом ответственность партийного организатора эскадрильи. Его первейшая обязанность – воспитывать в коммунистах подлинное мужество, самоотверженность ради победы над врагом. Парторг должен заботиться о том, чтобы каждый коммунист – будь-то лётчик, штурман, стрелок, техник – был большевистским вожаком масс в бою, своим словом и личным поведением укреплял наступательный дух бойцов и веру в победу, показывал пример отличной подготовки к боевому вылету и выполнения полётного задания.

Показательна работа парторганизации эскадрильи, где парторгом техник-лейтенант Яншин.

Эскадрилье предстояло принять участие в наступательных боях. Парторг перед боем обязан проверить, все ли лётчики и техники поняли приказ, знают свою задачу, доведено ли боевое задание до каждого воздушного воина, в порядке ли материальная часть, готовы ли коммунисты повести за собой всех остальных бойцов. Ещё до начала наступательных операций Яншин определил решающие участки деятельности парторганизации.

Одним из таких участков являлась предполётная подготовка лётчиков, самолетов и оружия. Яншин соответственно и расставил силы своего боевого актива. К младшим специалистам которые жили в землянках на аэродроме, он послал в качестве агитатора молодого, энергичного коммуниста Сергиенко. В группу мотористов Белоусова, у которого было замечено халатное отношение к подготовке материальной части, парторг направил примерного комсомольца Карницкого. Ему было поручено агитировать не только словом, но и показать на деле, как держать мотор в образцовом состоянии. В экипаж техника-лейтенанта Буз, где частенько замечались неполадки, пришёл коммунист и лучший механик Шилкин, славившийся в эскадрилье своим умением организовать рабочее место, быстро и тщательно просадить предполётный осмотр.

Конкретные задания получили агитаторы, работавшие среди лётчиков, – Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Грачев и трижды орденоносец гвардии старший лейтенант Смирнов. Основное внимание они уделили предполётной подготовке, укреплению наступательного духa и выработке у каждого пилота товарищеских чувств. Слова и личный пример агитаторов, являвшихся опытными лётчиками, заслуженными воинами, сбившими не один десяток вражеских самолётов, благотворно сказались на боевой работе молодых пилотов Углянского, Родина и Чаплиева.

Посоветовавшись с коммунистами, получив указания от командира эскадрильи и его заместителя по политической частя, Яншин составил план партийной работы на первые пять дней наступательной oneрации. Благодаря этому парторг каждый день знал, что сегодня следует организовать или проверить.

Началась страдная пора. Эскадрилья получила задачу – сопровождать бомбардировщиков в район, сильно прикрытый истребительной авиацией противника. Спокойно и уверенно люди уходили в бой. Вo главе своих четвёрок находились Грачев и Смирнов. В составе групп летели колотые пилоты Углянский и Родин. Все с нетерпением ожидали результатов полёта. «Земля» посылала в эфир запросы: «Были ли встречи?». Смирнов ответил первым: «Вёл воздушный бой, потерь не имею. Двух «Фокке-Вульфов» сбил сам».

У парторга тут же возникла мысль оперативно откликнуться на это замечательное событие. Но как? На помощь пришёл беспартийный сержант Скорый:

– Разрешите, я оформлю.

Самолёты ещё находились в воздухе, а на стоянке уже красовался большой яркий плакат-«молния», на котором было написало: «Слава отважному соколу – т. Смирнову, сбившему сегодня двух «Фокке-Вульфов».

С тех пор плакат-«молния» привился как наилучшая форма оперативной, наглядной агитации. Впоследствии на этом плакате мы читали славные имена Грачева, Углянского и их товарищей. Рисует эти плакаты всегда тов. Скорый.

Яншин знает, как важно распространять среди личного состава опыт лучших летчиков. Это повышает боеспособность всего коллектива.. Парторг старается вести пропаганду воинского опыта устами ассов и наиболее выдающихся лётчиков. Яншин умеет привить лётчику чувство ответственности за всё подразделение, внушить ему желание поделиться своими знаниями и опытом с молодыми.

Как-то вечером к Яншину подошёл гвардии старший лейтенант Грачев.

– Запланируй-ка, – сказал Герой Советского Союза парторгу, – мою беседу. Расскажу молодым, как надо бить «Фокке-Вульфов».

Такие беседы начались на следующий же день. Они велись в перерывах между боевыми вылетали. Слушали их с увлечением, и не только лётчики, но и техники.

Исключительное значение в успехе операций имеет доведение боевой задачи до каждого исполнителя. Яншин, как правило, всегда осведомлён о предстоящих вылетах, и это даёт ему возможность своевременно через свой актив раз’яснить всем коммунистам и комсомольцам их задачи. Так, однажды истребителям было приказано сопровождать бомбардировщики, которые должны нанести удар по аэродрому в глубоком тылу противника. Истребителям предстояло продолжительное время находиться над территорией, занятой врагом. Отказ материальной части в такой обстановке грозил посадкой на территории противника, потерей самолёта и лётчика. На это обстоятельство парторг обратил внимание технического состава. Работа среди механиков дала положительные результаты. С большим рвением трудились люди: вечером работали позднее обычного, утром пришли на стоянки раньше положенного времени. В итоге материальная часть и вооружение в течение всего полёта действовали безукоризненно.

Работа агитатора Карницкого на участке моториста Белоусова оказалась также благотворной. Наступил момент, когда Карницкий смог написать в боевой листок о Белоусове как о примерном комсомольце. С тех пор Белоусов был вычеркнут из списка отстающих.

Для парторга Яншина авангардная роль коммунистов – далеко не формальный момент. Парторг нечасто употребляет эти слова в разговоре, но зато постоянно контролирует на деле, как коммунисты выполняют свою задачу, являются ли они действительно передовыми воинами, ведут ли за собою беспартийных бойцов, знают ли их настроения и нужды, умеют ли сплачивать их.

Как-то на самолете Смирнова вышел из строя один агрегат. Для того чтобы его исправить, нужно было снимать мотор. Создавалась угроза, что самолёт выйдет из строя на продолжительное время. Парторг пришёл к самолёту и поговорил со специалистами, ремонтировавшими его. Яншин напомнил механикам, что сейчас в их работе заинтересован весь личный состав, ибо от ввода в строй самолёта будут зависеть показатели боевой работы эскадрильи. Коммунисты механик Коренов и моторист Пилипенко поняли, почувствовали свою ответственность перед коллективом. Они решили так организовать ремонт, чтобы сэкономить максимум времени. Не снимая мотора, они подняли самолёт, установили его на такелаж и отремонтировали агрегат в рекордно короткий срок. Так на лете проявилась авангардная роль коммунистов.

Боевой партийный актив интенсивно ведёт агитационную работу в дни напряжённых боёв и не прекращает её в перерыве между боями. На командном пункте эскадрильи висят плакаты, лозунги и даже портреты героев части. Красочно и со вкусом оформлена доска «Боевой счёт лётчиков эскадрильи Мелехина». Это – работа гвардии старшины лётчика Чаплиева и его помощника, уже знакомого нам сержанта Скорого.

Живая политическая работа, которую ведёт боевой актив эскадрильи, даёт свои плоды. К примеру, у всех на глазах развился и стал зрелым бойцом гвардии младший лейтенант Углянский – ученик Смирнова. Он сбил уже четыре вражеских истребителя. Его опыт заслуживает внимания. По инициативе парторга Углянский сам теперь нередко проводит беседы о тактике воздушного боя. Недавно первичная парторганизация приняла Углянского в кандидаты ВКП (б).

Заметно вырос и молодой лётчик Родин. Однажды он оторвался от своего ведущего и встретился с четырьмя вражескими истребителями. Только выдержка и точный расчёт помогли лётчику отбиться от наседавши фашистов и сбить одного из них. Родин благополучно посадил самолёт на свой аэродром. Этот факт не прошёл мимо внимания парторга Яншина. Он договорился с командиром, и в эскадрилье был проведен с молодыми пилотами подробный разбор задачи «Взаимодействие пар в воздушном бою». Но на этом парторг не успокоился. Вместе с командиром Яншин организовал детальное изучение всех элементов группового воздушного боя.

Партийная организация эскадрильи гвардии капитана Мелехина стала боевой, полнокровной. И одним из доказательств того служит тот факт, что только за время последних наступательных операций лётчики эскадрильи сбили в воздушных боях 34 самолёта противника, а бомбардировщики и штурмовики, которых они сопровождали, потерь не имели.

Секретарь партийного бюро Н-ской части гвардии капитан А. Левченко.

Действующая армия.