Вострухин Петр Михайлович

Гусев

Елкин

Каманин

Карабанов

Коккинаки

Колесников

Костанаев

Котлов

Крутских

Курдубов

Мазурук

Никифоров

Николенко

Сапельниченко

Степанченок

Талалихин

Тетерев

Хользунов

Чистяков

Чкалов

Юмашев

Иванов Г. (автор)

* * *

Принадлежность:

Борисоглебская краснознамённая ВАШП им. Чкалова

Заместитель начальника школы по политчасти полковник Г. Иванов 
// Сталинский сокол 23.04.1943

Славная школа воздушных воинов

Борисоглебской краснознамённой военно-авиационной школе пилотов имени Чкалова В. П. исполнилось 20 лет. В ознаменование этой даты за выдающиеся успехи в подготовке лётных кадров военно-воздушных сил Красной Армии школа на-днях награждена орденом Ленина, а её лучшие люди – орденами и медалями.

В истории советской авиации Борисоглебской школе принадлежит почётное место. Во многих частях и соединениях можно встретить её питомцев. За 20 лет своего существования она превратилась в мощную кузницу советских лётных кадров. Школа дала нашей авиации тысячи квалифицированных воздушных бойцов, многие из которых стали знаменитыми деятелями советской авиации.

Оглядываясь теперь на пройденный славный путь, трудно представить себе, что школа начала своё существование буквально на пустом месте – в полуразрушенных казармах бывшего кавалерийского полка. 17 самолётов, которыми располагала вначале школа, хоть и носили громкие названия вроде «Авро», «Маран-Парасоль», «Ньюпор», были по существу «старыми калошами». Курсанты не только учились лётному делу, но одновременно выполняли функции и механиков и мотористов: сами готовили машины к полётам, сами ремонтировали их и, кроме того, выполняли немало других тяжёлых обязанностей, чтобы обеспечить себе условия для учёбы.

Надо было обладать большой выдержкой, горячим стремлением усилить воздушную мощь страны, надо было крепко любить свою родину, чтобы преодолевать трудности и учиться, учиться. Именно этими, качествами обладали советские юноши, посвятившие себя авиации. Среди них роль славного вожака, большая организаторская роль принадлежит Валерию Чкалову, имя которого носит школа. Он был первым её курсантом. Своей кипучей энергией, бодростью, смелостью, своей жаждой к знанию он заражал окружающих, увлекал на ликвидацию трудностей. Когда школа выпустила первую группу лётчиков, во главе их находился Чкалов. Чкаловская хватка в работе, чкаловский несгибаемый дух наложили свой отпечаток на работу школы, стати её боевой традицией.

Девятнадцать лег назад почетный курсант школы М. В. Фрунзе писал: «Выражаю твердую уверенность, что школа, являющаяся частицей славной Красной авиации, окажется достойной носительницей героических заветов гражданской войны и оправдает те великие надежды, с которыми смотрит пролетариат Советского Союза на Воздушный Флот».

Школа оправдала надежды своего народа.

В числе многих тысяч летчиков, выпущенных за годы существования школы, блистают имена великого лётчика нашего времени Чкалова, больше шестидесяти Героев Советского Союза, среди которых тт. Юмашев, Коккинаки, Хользунов, Мазурук, Каманин, Талалихин, Николенко, Колесников, Чистяков и другие. Выдающиеся лётчики Костанаев, Степанченок, Карабанов, Котлов, Тетерев также были воспитанниками школы. 80 процентов её питомцев награждены орденами.

За два десятилетия своей работы школа дала ВВС Красной Армии людей разнообразных специальностей. Здесь выковывались лётчики, командиры звеньев, ставшие впоследствии командирами частей, здесь выращивались авиатехники, переучивался начсостав запаса, обучались младшие специалисты. Все эти люди, наряду со специальной подготовкой, получили и хорошую политическую закалку. В боях с белофиннами, с немецкими захватчиками они показали себя преданными советскими патриотами.

Новые, ещё более крупные задачи выдвинула великая отечественная война.

Встал вопрос о перестройке учебного процесса, о максимальном приближении его к требованиям фронта. Задача состояла в том, чтобы учить истребителя прежде всего тому, что требуется на войне: максимально улучшить технику пилотирования, повысить умение лётчика вести огонь, ориентироваться в любых условиях, свободно пользоваться радио в полёте и в бою, вести групповые боевые действия, в совершенстве отработать строй парами и т. д.

Требования и опыт отечественной войны, таким образом, внесли много нового в наши учебные программы, в систему работы, в сё темпы. Командиры и полит работник, и, лётчики и техники, вольнонаёмный состав почувствовали ещё большую ответственность перед родиной, фронтом за подготовку квалифицированных лётчиков.

Задача ускорения выпуска лётчиков реализуется успешно. План выпуска перевыполняется. Перейдя на другую материальную часть, школа за время отечественной войны выпустила уже сотни лётчиков, овладевших новейшими марками советских самолётов.

Школа откликнулась на войну серьёзным укреплением дисциплины. Большинство командиров эскадрилий, командиров звеньев отлично наладили учёбу, работают безаварийно, хорошо организовали работу на старте, улучшили техническую службу. Образцово организовал, например, работу капитан Сапельниченко, комэск. Он выпустил курсантов больше всех. Подавляющее большинство из них – отличники.

Ещё лучше стал работать инструкторский состав. Многие из инструкторов уже выполнили свой годовой учебный план. Среди них следует отметить лейтенантов Никифорова, Гусева, Крутских, Елкина и др. Здесь сказались также меры, принятые для повышения воинских званий инструкторов и поощрения их за выпуск курсантов.

Учебная работа школы в определённые периоды переплеталась непосредственно с боевой работой на фронте. Когда началась отечественная война, школа горячо откликнулась делом. Обладая крепкими лётными кадрами и материальной базой, школа укомплектовала из своих людей и собственных самолётов несколько истребительных полков и эскадрилий, которые отличилась в боях под Москвой и на других участках фронта.

Школа неутомимо борется за повышение качество лётной и боевой подготовки истребителей. Командование Н-ской воздушной армии в своём отзыве дало недавно высокую оценку пилотажному искусству выпускников Борисоглебской школы. Ряд оценок со стороны других соединений и многочисленные письма бывших курсантов говорят о том же. Вот выдержка из письма трижды орденоносца гвардии лейтенанта Петра Вострухина: «Находясь на фронте, ведя упорную борьбу с немецкими воздушными пиратами, я вместе с моими боевыми друзьями радостно встречаю знаменательную дату – 20-летие училища, которое меня воспитало и сделало полноценным воздушным бойцом.

Участвуя в великой отечественной войне с октября 1942 г., я совершил 90 боевых вылетов и провёл 32 воздушных боя, в которых лично уничтожил 13 фашистских самолётов и в групповых боях ещё 4.

За проделанную боевую работу меня наградили тремя орденами.

А за воздушную победу над врагом в неравном бою 16 марта 1943 г., в котором я сбил 4 фашистских пиратов, командование представило меня к новой награде».

Успехи школы в значительной степени, надо отнести за счёт самоотверженного труда её командования, её педагогов, командиров, инструкторов, наиболее передовая часть которых отмечена правительственными наградами. Рост школы и её победы являются результатом большой творческой и организаторской работы её начальника полковника Курдубова, бывшего курсанта, инструктора школы, а ныне ее руководителя.

Достижения Борисоглебской краснознамённой ордена Ленина военно-авиационной школы бесспорны. Но было бы недостойно большевиков самообольщаться успехами и не замечать ряда пробелов в боевом воспитании лётчиков. Принимая высокую награду – орден Ленина, школа берёт на себя новые крупные обязательства перед всей страной, армией, перед нашим великим вождём и полноводном товарищем Сталиным. Быстро и образцово готовить новые отряды полноценных бойцов, высококвалифицированных мастеров манёвра и огня, бесстрашных сталинских соколов, – таковы обязанности школы.

Заместитель начальника школы по политчасти полковник Г. Иванов.