Герасимов

Денисов

Игнатенков

Шапошников

Шевченко Михаил Владимирович (автор)

Подполковник М. Шевченко 
// Сталинский сокол 23.04.1943

Авиабаза

Уже через три часа после получения приказа о перебазировании авиационный полк разместился на новом аэродроме. Большая часть технического состава с необходимым имуществом следовала на автомашинах, а на транспортном самолёте прибыла лишь небольшая группа механиков. Несколько дней подряд эти механики, работая с исключительным напряжением, старались обеспечить боевые полёты.

Скоро обстановка потребовала перебросить полк на другой участок фронта, и через два часа лётчики на своих машинах были уже в указанном месте, а тылы всё ещё находились в пути. Но теперь у лётчиков отпала тревога за своевременную подготовку машин к вылету – боевые самолёты приняла на обслуживание авиабаза. Не будь её здесь, должного эффекта от предпринятого аэродромного манёвра ожидать было трудно. Повысить маневренность авиационных частей – эту цель преследует опытная база, организованная здесь полгода назад. Практика её работы позволяет уже сделать некоторые выводы.

От БАО авиабаза отличается тем, что она имеет весь технический состав, необходимый для обслуживания лётной части. Он об’единен в авиационно-техническую эскадрилью, состоящую из нескольких отрядов. Коллектив специалистов каждого отряда может полностью подготовить к боевому вылету самолёты одного подразделения. Весь технический состав подчиняется старшему инженеру базы – заместителю командира по эксплоатации. Он персонально получает боевое задание (к такому-то часу обеспечить столько-то самолётов). В его ведении все материально-техническое снабжение. Командир авиатехнической эскадрильи – его помощник.

Лётная часть, прибывающая на базу, имеет минимальное количество технического состава – по одному механику на машину и инженера штаба. Последний передаёт самолёты и прикреплённых к ним механиков в ведение базы. С этого момента она несёт всю ответственность за подготовку и эксплоатацию боевых машин, за их восстановление. Инженер штаба не вмешивается в обслуживание самолётного парка, хотя он постоянно в курсе технического состояния самолётов. Механики также работают под руководством специалистов базы.

Из руководящего штаба командир авиабазы по телеграфу получил приказание – завтра утром встретить и принять лётную часть. Нам известно, что самолёты прибудут без технического состава (летят только механики). С заданием познакомились старший инженер базы Шапошников и командир авиатехнической эскадрильи Герасимов. По количеству самолётов распределили стоянки. Отряд под командованием Денисова должен обслуживать самолёты, расположенные на южной окраине аэродрома, а отряд Игнатенкова – на северной.

С рассветом на аэродроме приземлились первые бомбардировщики. Старший инженер лично принял каждую машину, выяснил её состояние и сейчас же выделил специалистов для обслуживания. А к полудню первая группа самолётов уже вылетела на боевое задание. Так лётная часть в день перебазирования на новый участок фронта включилась в интенсивную боевую работу. Её командир освободился от забот о переброске техников и специалистов на новый аэродром.

Технический состав авиабазы вначале обслуживал штурмовиков. Но потом на наш аэродром прибыли подразделения, имевшие на вооружении «Пе-2». Естественно, наши люди встретились с большими трудностями, поскольку им пришлось обслуживать мало освоенную и более сложную материальную часть. Но технический состав успешно выдержал испытание. Работая, все специалисты в то же время упорно учились и за короткий срок хорошо усвоили все особенности нового самолёта, его обслуживания и эксплоатации.

Этот факт убедительно показал, что авиабаза должна иметь кадры техников с широкими познаниями и практикой, чтобы они могли обслуживать любой тип самолёта В обслуживания лётных частей база имеет ещё ряд преимуществ, помимо того, что она способствует маневрированию авиационных частей.

Командир БАО, принимая на свой аэродром новый полк, каждый раз встречается о трудностями размещения и обеспечения многочисленного технического состава. В базу же поступает лишь небольшая группа новых людей, а её технический состав сидит на месте. Это позволяет значительно улучшить обслуживание лётного состава прибывающей части.

Авиабаза даёт большую экономию средств и материальных ценностей. Нет необходимости доказывать, во что обходится переброска технических команд и авиационных тылов, независимо от того, какими путями она производится, – автотранспортом или по железной дороге.

База намного сокращает количество людей, необходимое для обслуживания самолётов. Известно, например, что во всех случаях число техников и механиков в авиационном полку остается неизменным и подчас далеко не соответствует наличию самолётов. Для базы же существенным вопросом является не количество обслуживаемых частей, а число боевых машин, находящихся на аэродроме.

Нам удалось получить большую экономию в расходовании запасных частей и материалов. Командир БАО нередко встречается с тенденцией инженера полка: набрать «про запас» побольше материалов и различных деталей. Заявки из лётной части зачастую оказываются намного завышенными. В авиабазе мы гарантированы от излишнего расхода запасных частей. Старший инженер и подчиненные ему работники отдела технического снабжения внимательно следят за расходованием материалов, проводя режим жёсткой экономии.

Неизмеримо повысилась роль базы в боевой работе авиачастей. Окрепло боевое содружество авиаполков и базы. Исчезло иногда встречавшееся разделение на «мы» и «вы». Работники базы болеют за боевой вылет каждого самолёта, за его возвращение на аэродром.

Подполковник М. Шевченко.